21 ноября
Загрузить еще

5 вопросов о новом контракте Нафтогаза и Газпрома

5 вопросов о новом контракте Нафтогаза и Газпрома
Фото: Фото: grtribune.com

"Газпром" и "Нафтогаз" в ночь на вторник 31 декабря подписали соглашение о транспортировке газа через территорию Украины: подписи были поставлены за сутки до прекращения прежнего контракта.

"КП" в Украине" вместе с экспертами ответила на пять вопросов о подписанном контракте.

1. Почему подписали опять в последний момент?

Учитывая, что предварительная договоренность была, скорее всего, достигнута президентами Украины и РФ еще 9 декабря во Франции, возникает ощущение, что подписание затягивалось намеренно: слишком уж заманчиво создавать проблемы, а потом громко и пафосно их преодолевать. Однако эксперты говорят, что на этот раз было все по-другому.

- Сам факт того, что непрерывные двусторонние переговоры шли на протяжении пяти дней, говорит о том, что все это время "Нафтогаз" и "Газпром" искали юридическую базу под глобальное решение, принятое еще во время встречи в Нормандии, - отметил в комментарии "КП" в Украине" энергетический эксперт Валентин Землянский. – Думаю, что в данном случае интригу не затягивали – игры не было.

2. Каковы основные плюсы контракта?

"Украина подписала контракт на транзит газа на пять лет, на протяжении которых мы получим как минимум более $7 миллиардов, - написал президент Украины Владимир Зеленский на своей странице в соцсети. - Стороны могут продлить контракт еще на десять лет. Украинская ГТС будет загружена, а это – энергетическая безопасность и благосостояние украинцев! Минимально гарантированная прокачка – 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд в последующие четыре. Фактически же прокачивать мы можем больше. Европа знает, что мы не подведем в энергетической безопасности".

Валентин Землянский соглашается - контракт достаточно хорош и соответствует реалиям: "Украина не является ни центром Европы, ни центром мира – в данном случае она лишь один из элементов евроазиатской газотранспортной системы. Хорошо уже то, что наша страна смогла сохранить свое место, и это будет приносить деньги".

То, что контракт в целом хороший, говорит и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко: "Понятно, что если бы меньше было политики, можно было его заключить значительно раньше и на более выгодных условиях. Но у нас настолько заполитизировали эту тему, что то, что контракт состоялся - уже хорошо".

3. Каковы основные минусы контракта?

По мнению Валентина Землянского, конструкция контракта достаточно странная и говорит о недоверии к украинской власти. В этом контракте "Нафтогаз" выступает в роли посредника между "Газпромом" и украинским оператором ГТС, хотя изначально это должен был быть прямой контракт.

Что касается того, что Украине можно было бы попытаться заключить более длительный контракт, то, говорит эксперт, это не вопрос текущей ситуации: мы шли к этому последние 15 лет, поддерживая политику нарастающего противостояния между Киевом и Москвой.

Еще менее оптимистично оценивает результаты подписания эксперт института GROWFORD Алексей Кущ, который уверен: данный контракт является очевидной победой "Газпрома", но, поскольку абсолютных побед не бывает, кое-что перепало и Украине.

"Газпром" разбросал возле своей "мышеловки" несколько "кусочков сыра", которые нам теперь пытаются преподнести как большую победу, - пояснил эксперт в комментарии "КП" в Украине". – Учитывая, что в последние годы даже в условиях ухудшения отношений Украины и России, объемы прокачки составляли до 95 млрд кубометров в год, вдвое меньшие объемы, прописанные в контракте, трудно назвать победой. А заявления о том, что падение объемов можно будет компенсировать ростом тарифов на прокачку, несерьезны: нам этого не даст сделать Европа".

Между тем, продолжает эксперт, Россия полностью осталась при своих интересах.

Во-первых, россиянам нужно выиграть хотя бы год, за это время достроив "Северный поток-2" и запустив обходные маршруты. Эта задача выполнена. Во-вторых, РФ, как и планировала, сохранила украинскую трубу как резервный маршрут. Эксперт приводит простой расчет:

"РФ поставляет в Европу порядка 200 млрд кубов в год. Через первый и второй Северные потоки будет прокачиваться около 90 млрд кубов – я намеренно беру не проектную мощность, а усредненный показатель прокачки. Через Голубой и Турецкий потоки – 40 млрд, через маршрут "Ямал –Европа" – 35 млрд. Таким образом, на долю Украины остается 35 млрд, что совпадает с цифрами в подписанном контракте со второго года. Таким образом, этим контрактом "Газпром" поставил точку и закрыл все направления".

4. Что будет с тарифами?

Наличие или отсутствие этого контракта не влияет на тарифы на газ, говорит Александр Охрименко. Более того: несмотря на то, что контракт есть, для населения они могут вырасти.

"Тарифы вырастут, и это вопрос к правительству Гончарука, принявшему достаточно манипулятивное постановление о так называемой страховой цене газа, в соответствии с которым цена вырастет с нынешних 6 тыс. грн до почти 8 тыс., - поясняет Валентин Землянский. – Хотя в результате подписания контракта рыночные цены пойдут вниз, и если бы продолжало действовать постановление Гройсмана, цены бы снизились".

А Алексей Кущ добавляет: в модели соглашения была использована жадность наших топов. Финансовое соглашение подписано не с оператором ГТС, а с "Нафтогазом", топ-менеджеры которого хотят любой ценой сохранить контроль за финансовыми потоками и быть "сопричастными". Это означает, что возможные убытки от транзита (то есть, если платить оператору придется больше, чем получено от "Газпрома") будет покрывать "Нафтогаз".

Поэтому, несмотря на то, что цены на топливо находятся на 12-летних минимумах, а гривна укрепилась, мы не видим и не увидим адекватного снижения тарифов. "Нафтогаз" продолжит создавать финансовую "подушку безопасности", чтобы защититься от возможных убытков. Таким образом, просчеты наших топ-менеджеров будут в очередной раз компенсированы за счет простых украинцев.

5. Почему молчат американцы?

Несмотря на то, что США промолчали по поводу заключения контракта, понятно, что они не в восторге, учитывая их озабоченность продажей своего сжиженного газа (СПГ).

"Американцы "припудривают" свое внешнее управление, и в Украине оно скрыто под большим слоем "политической пудры", - говорит Алексей Кущ. – В США прекрасно понимают: убрать Россию с газового рынка невозможно, а вот усложнить ее существование на этом рынке – реально. Прежде всего, США пытаются максимально блокировать "Северный поток-2". Все прекрасно понимают, что рано или поздно он будет достроен, но каждый месяц промедления – это дополнительные доходы американцев на рынке сжиженного газа. Кроме того, американцы посредством санкционного давления, в ходе которого блокируются не только инвестиции, но и технологии, резко сокращают возможности россиян реализовывать проекты, подобные "Ямал СПГ". США не могут напрямую заставить Украину не подписывать контракт и тем самым спровоцировать коллапс на газовом рынке, но зато они могут максимально сократить динамику выхода России на рынок СПГ".

"История еще не закончена, - резюмировал Валентин Землянский. - Подписание контракта – это еще не все, его еще надо выполнить".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что изменится в Украине с 1 января 2020 года

Новости по теме: Нафтогаз Газпром