Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Могут ли США помешать продать "Мотор Сич" Китаю

Могут ли США помешать продать
Фото: Фото: wartime.org.ua

На этой неделе в Киев побывал советник президента Соединенных Штатов Америки по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, в задачи которого входило в том числе помешать сделке по покупке Китаем украинского авиастроительного предприятия "Мотор Сич".

Всевидящее око

Американский чиновник встретился с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Александром Данилюком. Как говорится в официальном сообщении, стороны обсудили пути защиты промышленности от рисков недобросовестного экономического поведения Китая.

Правда, ситуация выглядит неоднозначно. Контрольный пакет акций предприятия "Мотор Сич" находится в руках экс-депутата Вячеслава Богуслаева, и тот вправе распоряжаться своим имуществом, как ему захочется.

После начала агрессии со стороны РФ Украина запретила торговать с этой страной продукцией двойного назначения, и "Мотор Сич" потеряла большой рынок сбыта. Государство не поддерживало предприятие, параллельно отдавая заказы на покупку вертолетов во Францию. Поэтому логично, что когда нашелся покупатель, собственник решил предприятие продать.

Но не тут-то было. Сейчас США пытаются заблокировать эту сделку. Пока никаких конкретных шагов со стороны Вашингтона в этом отношении нет, но посольство США в Украине в Twitter заявило следующее:

"Посол Болтон обсудил то, как Соединенные Штаты могут поддерживать усилия Украины по более тесной интеграции в евроатлантическое сообщество и защите промышленности от рисков недобросовестного экономического поведения Китая".

В чем заключается "недобросовестность экономического поведения Китая" и какие шаги для поддержки Украины будут сделаны со стороны США, пока не понятно. Мы же обратились к эксперту с просьбой разъяснить, что стоит за этими заявлениями.

- Каких-либо правовых или экономических механизмов блокировки сделки по продаже акций "Мотор Сич" со стороны собственника китайским компаниям у США нет, - поясняет экономист Алексей Кущ. – Но это Вашингтон редко останавливало. Сейчас у США отношения с Китаем находятся в острой фазе, поэтому они отслеживают все сделки, которые приводят к распространению технологий двойного назначения. Раньше на такие сделки закрывали глаза. Можно вспомнить, как Китай купил у Украины недостроенный крейсер "Варяг". Пекин больше интересовал не сам корабль, а технологии его строительства. Но сейчас США хотят "насолить" Китаю, и сделка по продаже "Мотор Сич" не смогла пройти мимо их всевидящего ока.

С миру по нитке

По словам эксперта, Китай в последнее время собирает по миру остатки советских военных технологий.

- Что-то он напрямую покупает у России, - продолжает Алексей Кущ. – Что-то удалось купить у Беларуси. Там сотрудничество оформили через программу "Новый шелковый путь". Сейчас Китай хочет купить авиационные технологии у Украины. С одной стороны, лучше продавать готовые авиадвигатели, чем интеллектуальную собственность – документацию по их производству. Но Украина уже не первый раз идет по этому пути. Можно вспомнить, как Саудовской Аравии продали документацию на строительство транспортных самолетов.

При этом государство отказало в поддержке "Мотор Сичи" после того, как закрыло российский рынок для ее продукции.

- Во всем мире военные заказы стараются отдавать предприятиям, которые находятся в собственной стране, - говорит Алексей Кущ. – Сложно представить, чтобы те же США вместо, например, "Boeing" передали военный заказ Airbus. У нас же вместо того, чтобы загрузить "Мотор Сич" после закрытия российского рынка, МВД покупает вертолеты во Франции. Таким образом, чиновники поставили личные интересы выше государственных.

Что дальше?

Как мы уже сказали выше, никаких правовых механизмов для блокировки сделки Вячеслава Богуслаева с китайскими компаниями нет. Но все не так просто. У США есть возможность давить политически.

- Уверен, что США будут лоббировать блокировку этой сделки через АМКУ или СБУ, - продолжает Алексей Кущ. – Если это не сработает, то будут настаивать на национализации предприятия. Но где взять деньги на выкуп контрольного пакета акций, не совсем понятно. Речь идет о сотнях миллионов долларов.

По словам эксперта, в ситуации, когда США сами не могут купить украинские предприятия – там просто нет программ по приобретению государством иностранных военных компаний – они будут проводить политику "мягкой эвтаназии" в отношении украинских заводов.

- Они начали давать небольшие заказы на государственные предприятия, которые производят продукцию двойного назначения, - резюмирует Алексей Кущ. – Например, "Южмаш" подключили к программе ракеты-носителя "Антарес", а для Харьковского авиационного завода была предложена кооперация с "Boeing". Но объемы таких заказов не слишком большие – денег хватает разве что на выплату зарплат и поддержание текущей хозяйственной деятельности предприятий. В такой ситуации удается удерживать специалистов, но нет средств для каких-то новых разработок или развития этих предприятий. По планам США, в таком состоянии они должны просуществовать ближайшие 10-15 лет, пока эти технологии окончательно не устареют.

Однако, результаты визита Болтона в Украину пока еще не совсем ясны. Получится ли у Вашингтона надавить на политиков в Киеве, чтобы насолить Пекину, узнаем уже совсем скоро.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Болтон обсудил с Зеленским встречу с Трампом, а на брифинге рассказал про Китай

После визита в Киев Болтон посетит Молдову и Беларусь.

Эксперт: От продажи "Мотор Сичи" Украина выиграет финансово, но стратегически проиграет

Об этом "КП в Украине" рассказал руководитель аналитического центра "Украинский милитарный портал" Тарас Чмут.

Новости по теме: Мотор Сич Китай Новости США