Ни для кого не секрет, что президент Владимир Зеленский не очень большой специалист во многих государственных вопросах. Для того, чтобы быть более компетентным у него есть целая армия советников. Однако, они то ли специально, то ли по неопытности, вводят президента в заблуждение. А Зеленский читает с бумажки написанные ими тезисы, разбавленные собственными шутками, и вызывает удивление у экономистов.
Последний такой случай произошел во время встречи президента с представителями украинского бизнеса. Во время выступления глава государства коснулся вопроса долгов Украины перед внешними кредиторами.
- Мы продолжаем сотрудничество с Международным валютным фондом, чтобы на следующие пять лет удалось значительно уменьшить и удешевить долговую нагрузку на страну. Сейчас мы отдаем за наши долги около 30% бюджета и платим безумные проценты. Стремительное развитие при таких условиях, вы сами понимаете, это unreal (нереально – ред), - сказал президент.
Цифра в 30% бюджета вызвала недоумение у экспертов. Ведь при бюджете более одного триллиона гривен, это коло 300 млрд гривен или 11-12 миллиардов долларов. Попробуем разобраться, откуда взялась такая огромная сумма.
- Когда президент говорит, что мы отдаем за наши долги 30% бюджета и платим бешеные проценты, это говорит о его полном непонимании ситуации, - пояснил в комментарии для "КП в Украине" экономист Даниил Монин. – Сейчас на обслуживание долгов идет около 7-8% государственных расходов, а совсем не 30%. Просто долги мы не платим полностью, а постоянно замещаем. Почти никто не понимает этот простейший тезис.
Попробуем объяснить на пальцах, о чем идет речь. У Украины действительно немаленькие внешние долги. И если бы мы их погашали, чтобы совсем от них избавиться, тогда нагрузка на бюджет была бы действительно 30%. Но в современном мире практически все страны имеют долги. Их размеры можно наращивать или сокращать. Украина не пытается полностью избавиться от долгов, а постоянно перекредитовывается.
Для понимания попробуем привести пример с ипотекой. Представьте, что вы живете в квартире, на которую взяли сумму на покупку в кредит у разных банков. Но вместо того, чтобы выплачивать долг в виде процентов и тела кредита, вы платите только проценты. Когда приходит время отдавать долг, вы просто перекредитовываетесь в этом же или другом банке. При этом у разных банков и в разное время разная процентная ставка.
Например, в ближайшие три месяца стране придется отдать 1,3 млрд долл. по кредитам МВФ, ОВГЗ и процентам. Ближайший пик по выплатам наступит в сентябре, когда в течение месяца мы обязаны будем вернуть 700 млн долл. по еврооблигациям, 600 млн — МВФ и 600 млн долл. — процентов и выплат по другим евробондам. И еще 700 млн долл. нам надо будет вернуть в октябре-ноябре. В сумме до конца года нужно отдать почти 4 млрд долларов старых долгов.
Однако, вместе с тем Украина продолжает брать новые кредиты, как на внутреннем рынке, так и на внешних. На прошлой неделе Минфин разместил облигации внешнего государственного займа в объеме 1 миллиард евро с доходностью 6,75% и со сроком погашения 20 июня 2026 года. То есть, эти долги придется отдавать через 7 лет. Если перевести сумму кредита в американскую валюту, то 1,13 млрд долларов из четырех миллиардов мы уже заместили.
Как говорят эксперты, спрос на украинские облигации был в 5-6 раз выше, чем предполагалось перед размещением. Поэтому до конца года можно будет еще несколько раз выйти на долговые рынки, чтобы заместить старые кредиты новыми. Правда, кредиты МВФ более дешевые. По ним страна платит около 3% годовых, тогда как кредиты на внешних рынках обходятся в 6-9% годовых.
Давайте прикинем, какая получается разница. Итак, за 4 млрд долларов от МВФ мы платили 3% в год или 120 миллионов долларов. По кредиту на такую же сумму при ставке 6,75% придется платить уже 270 миллионов долларов. Разница – 150 млн долларов в год. Да, это дороже, но не так уж смертельно. Другой вопрос в том, что при продолжении сотрудничества с МВФ деньги на внешних рынках для Украины должны начать дешеветь еще больше и на обслуживание кредитов пришлось бы тратить меньше. Поэтому и есть смысл продолжать сотрудничество с этой организацией.
Но когда президент говорит о необходимости Украине отдавать по 11-12 млрд долларов в год из бюджета на погашение долгов, то он сознательно или несознательно вводит слушателей в заблуждение. Хочется думать, что это из-за неопытности.
Эксперты пояснили, как инвесторы заходят под личные гарантии президентов в одних странах и не верят обещаниям в других.