Новость о грядущем подорожании проезда на общественном транспорте не дает успокоиться киевлянам третий день. Все-таки увеличение цены поездки вдвое - это не шутки!
На работе тоже только и разговоров, что о грядущем повышении. Коллеги не скрывают своего возмущения.
"Каждое утро я из своего ЖК до метро добираюсь пригородной маршруткой, которая идет из Боярки, она уже сегодня стоит 15 грн. А сколько будет с 14 июля? 25?!"
"Вчера где-то слышал, что повышением тарифов городская администрация спасает город от коллапса. Не слишком ли громко сказано? Может, еще и наградить всех причастных?"
Экспертов же кроме взлета тарифов больше всего возмущает, что при повышении стоимости проезда власти оставляют решение вопроса по льготникам до лучших времен.
"В радостном сообщении о повышении стоимости проезда в метро до 8 грн. подчеркивается, что все 23(!) льготные категории и дальше не будут платить, - написал на своей странице в Facebook политолог Петр Олещук. - Это Украина. Здесь платит только лох, который работает".
Судя по выступлениям чиновников КГГА, они себя мнят чуть ли не героями. Еще бы! Ведь, если верить их словам, тарифы поднимаются не так, как им бы хотелось.
В частности, по словам заместителя председателя КГГА Дмитрия Давтяна, все тарифы "экономически обоснованы", ведь если учитывать все расходы, то проезд в метро должен стоить 8,27 грн., а в наземном транспорте - 8,77 грн. Так что пассажирам, можно сказать, еще и навстречу пошли!
"КП" в Украине" вместе с экспертами попробовала найти экономическое обоснование и пришла к выводу: либо его тщательно скрывают, либо, что гораздо более вероятно, его просто не существует.
Тогда мы обратились к приказу Минтранса "Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта" и нашли очень загадочную формулу расчета тарифов на услуги по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования, которые осуществляются в обычном режиме движения. Загадочность этой формулы бросается в глаза с первого взгляда: переменные вперемешку обозначены буквами украинского и латинского алфавитов.
Сама же формула расчета тарифа выглядит так:
Т=(S+П-Д)/Q, где:
S - плановая годовая себестоимость услуг, грн.;
П - плановая годовая прибыль от предоставления услуг, грн.;
Д - плановые годовые чистые доходы от других видов деятельности, которые связаны с предоставлением услуг;
Q - запланированный годовой объем перевозок пассажиров.
Согласитесь: формула впечатляет. Ведь в ней изначально не предусмотрено использование подтвержденных данных - лишь "запланированные". А тут придумать можно все что угодно - насколько хватит фантазии.
Эксперты с нашими выводами соглашаются и тоже склонны считать, что все цифры о якобы "себестоимости проезда" взяты "с потолка" и на самом деле никто ничего не считал.
"Если частный транспорт может перевозить пассажиров за 6-7 гривен по городу с рентабельностью 40-50%, то есть себестоимостью порядка 3,5 грн., то весьма странно, что на городской транспорт цены будут выше, - говорит аналитик Алексей Кущ. - А ведь здесь должна быть экономия на масштабе, к тому же городской транспорт практически даром пользуется колоссальной материально-технической базой. Думаю, что "экономическое обоснование" здесь простое: ребятам стало не хватать коммунальной субвенции за перевоз льготников. Увеличение оплаты за проезд без монетизации льгот - это самое настоящее преступление, так как приводит к неэффективному использованию бюджетных средств".
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко добавляет: проблема в том, что с повышением тарифов не растет качество перевозок - фактически весь рост уходит на откаты и заносы. Если бы в Украине обновлялся транспорт, автобусы и трамваи ходили по расписанию, то, наверное, люди были бы готовы за это платить более высокую цену. А если ничего не меняется, а только растут тарифы, - это тупик.
"Самое главное в любом транспорте – это безопасность, потому что нет ничего дороже жизни пассажира, - говорит транспортный эксперт Василий Шевченко. – На втором месте – эффективность движения, быстрые и оптимальные маршруты, что особенно актуально для больших городов. Что касается "экономической целесообразности", то коммунальный транспорт и не должен быть прибыльным – во всей Европе он дотационный".
Дотации за счет города в том числе заключаются и в том, что за счет местного бюджета покупаются вагоны и автобусы, говорит Шевченко. Но как их стоимость учитывается в тарифах, какая амортизация заложена – все это остается загадкой.
- Как я могу рассуждать об обоснованности тарифов на проезд в метро, когда в открытом доступе нет финансового плана метрополитена? А не обнародован он по простой причине: в метрополитене понимают, какой вал критики на них обрушится, если эти данные станут достоянием общественности, - уверен Василий Шевченко. - Только один момент: в финплане метрополитена не участвуют доходы от рекламы, поскольку она размещается другой компанией. Для меня очевидно: если для оптимизации стоимости проезда не используются все возможные ресурсы, возникают большие сомнения в озвученных цифрах.
Наиболее внимательные украинцы подметили: в последнее время наши чиновники поумнели и все резонансные повышения откладывают на середину лета. Экономисты говорят, что на то есть три основные причины.
1. Расходы украинцев меньше как минимум благодаря тому, что мы не платим за отопление, поэтому в этот период очередное подорожание кажется более-менее посильным.
2. Как известно, человека делает агрессивным мясо, а в середине лета мы все добреем на сезонном "подножном зеленом корме".
3. На это время приходится разгар сезона отпусков, многие уезжают на море или за город, за новостями не следят и вообще находятся в расслабленном состоянии.