Почему власти повышают тарифы на проезд летом

Почему власти повышают тарифы на проезд летом

Комментарии: 4
Заменить кондукторов с билетиками на электронные устройства власти никак не могут. Фото: Оскар Янсонс

Это возмутительно!

Новость о грядущем подорожании проезда на общественном транспорте не дает успокоиться киевлянам третий день. Все-таки увеличение цены поездки вдвое -  это не шутки!

На работе тоже только и разговоров, что о грядущем повышении. Коллеги не скрывают своего возмущения.

"Каждое утро я из своего ЖК до метро добираюсь пригородной маршруткой, которая идет из Боярки, она уже сегодня стоит 15 грн. А сколько будет с 14 июля? 25?!"

"Вчера где-то слышал, что повышением тарифов городская администрация спасает город от коллапса. Не слишком ли громко сказано? Может, еще и наградить всех причастных?"

Экспертов же кроме взлета тарифов больше всего возмущает, что при повышении стоимости проезда власти оставляют решение вопроса по льготникам до лучших времен. 

"В радостном сообщении о повышении стоимости проезда в метро до 8 грн. подчеркивается, что все 23(!) льготные категории и дальше не будут платить, - написал на своей странице в Facebook политолог Петр Олещук. - Это Украина. Здесь платит только лох, который работает". 

Очень загадочная формула

Судя по выступлениям чиновников КГГА, они себя мнят чуть ли не героями. Еще бы! Ведь, если верить их словам, тарифы поднимаются не так, как им бы хотелось. 

В частности, по словам заместителя председателя КГГА Дмитрия Давтяна, все тарифы "экономически обоснованы", ведь если учитывать все расходы, то проезд в метро должен стоить 8,27 грн., а в наземном транспорте - 8,77 грн. Так что пассажирам, можно сказать, еще и навстречу пошли!

"КП" в Украине" вместе с экспертами попробовала найти экономическое обоснование и пришла к выводу: либо его тщательно скрывают, либо, что гораздо более вероятно, его просто не существует. 

Тогда мы обратились к приказу Минтранса "Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта" и нашли очень загадочную формулу расчета тарифов на услуги по перевозке пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования, которые осуществляются в обычном режиме движения. Загадочность этой формулы бросается в глаза с первого взгляда: переменные вперемешку обозначены буквами украинского и латинского алфавитов. 

Сама же формула расчета тарифа выглядит так: 

Т=(S+П-Д)/Q, где:

S - плановая годовая себестоимость услуг, грн.;

П -  плановая годовая прибыль от предоставления услуг, грн.;

Д -  плановые годовые чистые доходы от других видов деятельности, которые связаны с предоставлением услуг;

Q -  запланированный годовой объем перевозок пассажиров. 

Согласитесь: формула впечатляет. Ведь в ней изначально не предусмотрено использование подтвержденных данных -  лишь "запланированные". А тут придумать можно все что угодно -  насколько хватит фантазии. 

Цифры берут "с потолка"

Эксперты с нашими выводами соглашаются и тоже склонны считать, что все цифры о якобы "себестоимости проезда" взяты "с потолка" и на самом деле никто ничего не считал.

"Если частный транспорт может перевозить пассажиров за 6-7 гривен по городу с рентабельностью 40-50%, то есть себестоимостью порядка 3,5 грн., то весьма странно, что на городской транспорт цены будут выше, - говорит аналитик Алексей Кущ. -  А ведь здесь должна быть экономия на масштабе, к тому же городской транспорт практически даром пользуется колоссальной материально-технической базой. Думаю, что "экономическое обоснование" здесь простое: ребятам стало не хватать коммунальной субвенции за перевоз льготников. Увеличение оплаты за проезд без монетизации льгот -  это самое настоящее преступление, так как приводит к неэффективному использованию бюджетных средств". 

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко добавляет: проблема в том, что с повышением тарифов не растет качество перевозок -  фактически весь рост уходит на откаты и заносы. Если бы в Украине обновлялся транспорт, автобусы и трамваи ходили по расписанию, то, наверное, люди были бы готовы за это платить более высокую цену. А если ничего не меняется, а только растут тарифы, - это тупик.

"Самое главное в любом транспорте – это безопасность, потому что нет ничего дороже жизни пассажира, - говорит транспортный эксперт Василий Шевченко. – На втором месте – эффективность движения, быстрые и оптимальные маршруты, что особенно актуально для больших городов. Что касается "экономической целесообразности", то коммунальный транспорт и не должен быть прибыльным – во всей Европе он дотационный".

Дотации за счет города в том числе заключаются и в том, что за счет местного бюджета покупаются вагоны и автобусы, говорит Шевченко. Но как их стоимость учитывается в тарифах, какая амортизация заложена – все это остается загадкой.

- Как я могу рассуждать об обоснованности тарифов на проезд в метро, когда в открытом доступе нет финансового плана метрополитена? А не обнародован он по простой причине: в метрополитене понимают, какой вал критики на них обрушится, если эти данные станут достоянием общественности, - уверен Василий Шевченко. - Только один момент: в финплане метрополитена не участвуют доходы от рекламы, поскольку она размещается другой компанией. Для меня очевидно: если для оптимизации стоимости проезда не используются все возможные ресурсы, возникают большие сомнения в озвученных цифрах. 

Вопрос ребром

А почему летом?

Наиболее внимательные украинцы подметили: в последнее время наши чиновники поумнели и все резонансные повышения откладывают на середину лета. Экономисты говорят, что на то есть три основные причины. 

1. Расходы украинцев меньше как минимум благодаря тому, что мы не платим за отопление, поэтому в этот период очередное подорожание кажется более-менее посильным. 

2. Как известно, человека делает агрессивным мясо, а в середине лета мы все добреем на сезонном "подножном зеленом корме". 

3. На это время приходится разгар сезона отпусков, многие уезжают на море или за город, за новостями не следят и вообще находятся в расслабленном состоянии. 

Политика

Украинцев пустили в Тайланд без виз
Украинцев пустили в Тайланд без виз 4

Граждане Украины смогут месяц находиться в стране, не оформляя визу.

Представителем Украины в Минске вместо Кучмы будет Евгений Марчук
Представителем Украины в Минске вместо Кучмы будет Евгений Марчук 112

Президент назначил бывшего премьер-министра Украины представлять страну в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе.

КНДР и Южная Корея впервые за 14 лет соединили дорогу в приграничной зоне
КНДР и Южная Корея впервые за 14 лет соединили дорогу в приграничной зоне 62

Реконструкция дороги являлась одним из пунктов соглашения на саммите в Пхеньяне.

Происшествия

Королевский сад в Лондоне засиял миллионами огней
Королевский сад в Лондоне засиял миллионами огней [фото,видео] 229

В Kew Gardens к Рождеству стартовал фестиваль света.

На Закарпатье табор ромов напал на журналиста
На Закарпатье табор ромов напал на журналиста 335

Они перекрыли выезд, повредили машину и пытались отобрать аппаратуру.

В Донбассе погиб офицер-разведчик ВСУ
В Донбассе погиб офицер-разведчик ВСУ 426

Мужчина был в зоне боевых действий с 2014 года и пережил тяжелые бои в Крымском в январе 2015 года.

Экономика

Факт. Центр Биржевых Технологий: Сергей Шевчук поведет онлайн-офис ЦБТ к новым достижениям
Факт. Центр Биржевых Технологий: Сергей Шевчук поведет онлайн-офис ЦБТ к новым достижениям 8

Современному бизнесу недостаточно просто иметь веб-сайт или страницу в соцсетях.

 Торопливый бюджет : кто заинтересован принять документ как можно скорее
"Торопливый бюджет": кто заинтересован принять документ как можно скорее 175

Если ускориться с принятием бюджета, деньги МВФ еще можно успеть получить до Нового года.

Повышение экологического налога дестабилизирует работу бизнеса, - Колесников
Повышение экологического налога дестабилизирует работу бизнеса, - Колесников 88

Инициатива 25-кратного повышения экологического налога дестабилизирует работу компаний и негативно повлияет на бизнес-климат в Украине.

Общество

В Запорожье священник - бывший гонщик сделал машине  церковный тюнинг
В Запорожье священник - бывший гонщик сделал машине "церковный тюнинг" 10

Горожане признаются, к необычному автомобилю привыкли, а вот к манере езды водителя не очень.

Улыбка продлевает жизнь на семь лет
Улыбка продлевает жизнь на семь лет 25

А еще помогает бороться с раком и болезнями сердца.

Из шишек, лампочек и соленого теста: 5 идей для новогодних украшений своими руками
Из шишек, лампочек и соленого теста: 5 идей для новогодних украшений своими руками [фото] 120

Накануне праздников "КП" в Украине" отыскала оригинальные и простые идеи для новогодних украшений, которые можно сделать самим.

Спорт

Пять футболистов, которые претендуют на премию Golden Boy 2018
Пять футболистов, которые претендуют на премию Golden Boy 2018 19

Стало известно, кто из молодых футболистов находится в числе претендентов на престижную награду.

Женская сборная Украины вышла на Евробаскет-2019
Женская сборная Украины вышла на Евробаскет-2019 62

Завершился квалификационный турнир чемпионата Европы 2019 среди женских команд.

Магнус Карлсен пришел с синяком на матч за первенство мира
Магнус Карлсен пришел с синяком на матч за первенство мира [фото] 462

В перерыве между партиями норвежец решил поиграть в футбол и получил в глаз.