Сенсация разразилась неожиданно. 26 июля непосредственный участник декабрьских и последующих событий Виктория Страхова опубликовала очередной пост, из которого очевидно, что национализация "не была наспех сколоченным проектом". О внутренней кухне банка в своем Facebook она писала и раньше, но эта "5 глава" получила огромный резонанс не в последнюю очередь благодаря тому, что была скрупулезно проанализирована на своих страницах Олегом Гороховским и Дмитрием Дубилетом.
Но обо всем по порядку.
Бывший топ-менеджер "Привата" Олег Гороховский назвал откровения Виктории Страховой "шокирующими подробностями".
"Человек, который был непосредственно причастен ко всей истории с национализацией ПриватБанка, Виктория Страхова (проектный менеджер в связке Министерство финансов - НБУ - Администрация Президента в тот период, а позже стала секретарем набсовета госПриватБанка) в очередном посте с воспоминаниями по подготовке банка к национализации, сообщила невероятные подробности всей этой истории", - написал он.
Гороховский приводит цитаты Виктории "Банк не сдавался (справлялся с оттоками) и Коломойский не сдавался…" и тогда "кому-то в НБУ пришла идея немного подготовить рынок…" и поясняет: "идеи по нашему уничтожению в НБУ приходили только одному человеку - Гонтаревой, которая ненавидела Коломойского и считала его своим главным врагом".
Олег Гороховский приводит свою версию того, как развивались дальнейшие события:
"Им пришла идея "разогреть информационное поле", чтобы Коломойский стал сговорчивее. И они подготовили информационную атаку, через блогеров, журналистов и лидеров мнений, чтобы клиенты побежали из банка… Я очень хорошо помню тот день:
9 декабря 2016 года в 23.00 на "Зеркале недели" вышла "аналитическая" статья "Приват - государство: за ход до мата". На самом деле это была никакая не аналитика - это было послание Гонтаревой клиентам банка, подписанное случайным автором.
Я позвонил председателю правления банка Александру Валерьевичу Дубилету и сказал, что после этой статьи начнется паника и мы продержимся максимум неделю. Надо договариваться, чтобы они забрали банк, иначе пострадают клиенты. Потом еще подключились блогеры типа Фурсы, Неймана и прочей нечисти. И мы продержались целую неделю! Отдавая по 2 млрд. гривен в день только через банкоматы, а еще депозиты, счета юрлиц. Это была самая страшная неделя в нашей жизни…"
По мнению Гороховского, это было ни что иное, как настоящий рейдерский захват. И НБУ специально создал банковскую панику, чтобы лишить ликвидности крупнейший банк в стране.
Кстати, под постом Виктории Гороховский вступил с ней в переписку:
Олег Гороховский: Правильно ли я понял тот абзац, в котором Вы пишете про аспект с коммуникациями. Пиарщики НБУ заказали изданиям и блогерам информационную атаку на банк, чтобы клиенты побежали из банка и Коломойский стал сговорчивее?
Victoria Strakhova: Кому-то покажется атакой, кому-то подготовкой информационного поля.
Олег Гороховский: вы написали, что ИВК не сдавался и пришла идея. Идея, заключалась в том, как сделать так чтобы он сдался и подготовить информационное поле для выхода банка с рынка так?
Victoria Strakhova: примерно так. Принять как данность
"Гонтарева и ее покровители забрали банк у Коломойского! – резюмировал Гороховский. - А вместе с этим сделали то, что не удавалось ни одной власти, войне и Путину - погубили ПриватБанк".
Но настоящий фурор произвел пост Дмитрия Дубилета, который всего за 4 часа собрал 3,9 тыс. лайков и почти полторы тысячи репостов.
"Я было зарекся писать о национализации ПриватБанка, но вчера произошла самая настоящая сенсация, - признался Дубилет. - Очень важно, чтобы о ней знали как можно больше граждан, чтобы она получила максимальное распространение".
По мнению Дубилета, в Фейсбуке Виктории можно прочесть два главных откровения.
Во-первых, наконец, официальное лицо впервые признало, что ПриватБанк национализировали не потому, что другого пути не было, а потому, что это было осознанное и хладнокровное решение власти.
Главное откровение, пишет Дубилет, можно найти в комментариях к посту между Викторией и Романом Шрайком:
Роман Шрайк: Я так и не понял, что по вашей версии было важнее: 1) забрать дубинку в виде банка у коломойского 2) спасти банк, потому что валился
Victoria Strakhova: 1) - забрать Дубинку в виде Банка. Банк не валился
Роман Шрайк: понял. Спс
Ниже другая переписка:
Oleh Popenko: это значит что он не валится?
Victoria Strakhova: это означает что он без задержек обслуживает все обязательства
Oleh Popenko: т.е. он мог обслуживать без задержек год свои обязательства? А дальше?
Victoria Strakhova: дальше зависело от эконом ситуации и аппетитов НБУ по возврату рефинанса.
"Но вторая сенсация еще круче, - продолжает Дубилет. - Вчера официальное лицо практически впервые признало, что НБУ осознанно бил по самому слабому месту банка — по вкладчикам. То есть одной рукой НБУ давал банку рефинансирование под 30%, чтобы покрывать оттоки из-за войны и кризиса, а другой рукой еще больше разгонял панику среди вкладчиков и юрлиц, чтобы они забирали деньги из банка".
Таким образом, подытожил Дубилет, есть два признанных факта:
1. Банк решили забрать не потому, что это было в интересах страны, а потому что одиозный акционер поссорился с Порошенко и Гонтаревой.
2. НБУ практически довел банк до банкротства, спровоцировав панику среди вкладчиков банка.
"Вы в это можете поверить?! И это происходит не в каком-то далеком африканском государстве, а в нашей с вами Украине! Я мечтаю, что когда-нибудь в Украине появится власть, которая будет действовать в интересах общества, а не потому что она с кем-то поссорилась. Я мечтаю, чтобы когда-нибудь в Украине будут действовать по законам, а не из "революционной целесообразности".
Основной неожиданностью для экспертов были условия сделки между государством и владельцами ПриватБанка. Дело в том, что многие ожидали передачи государству 75% и 1 акции банка. Однако финансовый гигант перешел под контроль Минфина полностью. С одной стороны, ни один владелец не согласится передать бесплатно даже убыточный актив, с другой - слишком уж большие проблемные долги были в этом банке. По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, теперь основная задача – оздоровить "Приват" и выставить его на приватизацию. 19 декабря 2016 года системообразующий банк страны "Приват" перешел в собственность государства. До последнего момента слухи об этом опровергались. Экономист рассказал, какую ошибку совершили при национализации Привата
Как Порошенко, Гройсман, Гонтарева и Дубилет объяснили национализацию "ПриватБанка"