Нам никто ничего не должен
Несмотря на то что настроение в Минфине меняется, как у моря погода, и там еще до конца так и не определились, нужны нам деньги МВФ или нет, заседание фонда состоится уже сегодня, 14 сентября. В связи с этим событием страну волнует главный вопрос: дадут или не дадут?
Соцсети робко негодуют: да как это не дадут?! Мы им и повышение тарифов, и снижение ЕСВ, и э-декларирование - а им все мало? Уже ж так затянули пояса - дальше не затягиваются!
Стараниями отечественных чиновников у украинцев сложилось стойкое ощущение, что, во-первых, МВФ нам должен много денег. Во-вторых, коварный фонд постоянно меняет условия получения транша и выдвигает новые неподъемные условия. Между тем это не совсем так.
Начнем с главного - МВФ, как бы это ни печально для многих звучало, нам ничего не должен. Решение о транше принимает совет директоров МВФ - как посчитают нужным, так и будет. Причем большинство экономистов сходятся в том, что эти решения уже давно не имеют к поддержанию экономики никакого отношения, являясь сугубо политическими.
Что касается "постоянно меняющихся требований", то эксперты устали повторять: МВФ не настаивает ни на поднятии пенсионного возраста, ни на взвинчивании тарифов.
По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, в меморандуме МВФ всегда содержится три основных требования к заемщику: перейти к гибкому курсообразованию, сократить дефицит государственных финансов и провести структурные реформы.
Три дыры
Очевидно, что в Украине с самым большим скрипом идет выполнение второго пункта - сокращение дефицита. В нашей стране традиционно сохраняются три огромные дыры, и именно их латанием и объясняются все непопулярные меры, о которых в последнее время не написал только ленивый.
1. Дефицит госбюджета
Его можно сокращать путем снижения госзакупок, но эта мера хороша для низкокоррумпированных стран. А Украине приходится урезать и без того урезанные сферы медицины, науки, образования. Настойчивые попытки Минфина провести секвестр бюджета за счет отмены академических стипендий - из этой же "оперы".
2. Дефицит НАК "Нефтегаз"
Именно стремлением сократить этот дефицит и объясняется взлет тарифов. Однако тут, как говорится, голова вылезла - хвост застрял. Дефицит "Нефтегаза" уменьшился, но при этом выросла нагрузка на бюджет, из которого выплачиваются субсидии.
3. Дефицит Пенсионного фонда
Его можно сократить либо увеличением налогов, либо поднятием пенсионного возраста. Правительство пока пошло другим путем и с 1 января 2016 года резко снизило ЕСВ. Идея была в том, что бизнес начнет платить зарплаты "по-белому", и налоги с этих белых зарплат в перспективе наполнят ПФ. Чуда не произошло, зарплаты из тени не вышли, а дефицит Пенсионного фонда вырос на 65 млрд грн.
Нужны ли нам эти деньги?
Как видим, несмотря на все реформы, говорить о том, что Украина выполнила требования МВФ, можно с большой натяжкой. Потому вопрос с предоставлением очередного транша завис в воздухе.
Интересно, что мнения экспертов по поводу того, нужен ли вообще очередной транш, кардинально разделились.
Так, по словам финансового эксперта FIBO Group Дмитрия Кучера, Украина уже не просто больше года живет без денег МВФ, но и худо-бедно пополняет золотовалютные резервы. А значит, делает вывод аналитик, страна может и дальше обойтись без этих денег.
При этом президент Института реформ и развития Киева Александр Вовченко считает, что отечественная экономика слишком плотно подсела на "кредитную иглу". Так что в случае если МВФ не предоставит очередной транш, правительству придется провести очередной секвестр бюджета, что добьет сферы образования, здравоохранения и культуры.
"Золотой середины" придерживается член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. По его словам, в текущей ситуации деньги МВФ как таковые Украине не нужны. Задача очередного транша - разблокировать помощь США и ЕС.
СПРАВКА "КП"
В апреле 2014 года МВФ утвердил кредитную программу для Украины на $17,01 млрд, после чего перечислил два транша - на $3,19 млрд и на $1,39 млрд. Последний - в августе 2015-го.
Последняя миссия МВФ работала в Украине в мае 2016-го, после чего пообещала рассмотреть выделение нам очередного транша в июле. После этого со стороны МВФ звучало несколько противоречивых заявлений, и в конце концов собрание совета директоров наметили на середину сентября.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
А Россия - против!
Уже известно, что представитель России в МВФ будет голосовать против выделения Украине третьего транша. В частности, РФ вполне ожидаемо желает возобновить переговоры по долгу в 3 млрд долларов.
Тем не менее, говорят эксперты, от России в данном случае мало что зависит, ведь согласно квотному принципу представитель РФ в совете директоров МВФ Алексей Можин представляет только 2,60% голосов в фонде. А, к примеру, доля голосов США - 16,54%, общая доля Германии, Франции и Великобритании - 13,51%.