Широко разрекламированный новый "Шелковый путь" уже успел стать предметом насмешек. И это неудивительно: ведь все, что было запланировано в соответствии с этим проектом, пока происходит с точностью до наоборот (см. История вопроса).
Напомним, что в начале февраля "КП" в Украине" обращалась с запросом в "Укрзализныцю", и тогда нам ответили, что на обратном пути поезд планируют загрузить китайскими товарами на 100%. Тем не менее, состав вернулся совершенно пустым.
Примечательно, что новый глава "Укрзализныци" Войцех Бальчун настроен вполне оптимистично. В одном из недавних интервью он отметил, что Украина имеет стратегическое положение, поскольку у нее есть не только доступ к портам Черного моря, но и возможность начать новый Шелковый путь.
Но, в таком случае, почему же проект не дает ожидаемого результата?
- Теоретически эта идея хороша, но на практике она интересна для сотрудничества с постсоветскими государствами – Кыргызстаном, Узбекистаном, Азербайджаном, Арменией, да и то в краткосрочной перспективе в одностороннем направлении, - разъясняет транспортный эксперт Василий Шевченко. – Дело в том, что нам есть, что продавать в эти страны, а вот покупать нечего – разве что нефть из Азербайджана. И этот проект может актуальным только при условии, что он продержится до формирования обратных грузопотоков.
Что касается конечной точки, то новый Шелковый путь ведет на север Китая – бедный регион, в котором особо ничего и нет, продолжает эксперт. А южный Китай сориентирован на порты, и именно морским путем товары доставляются основным потребителям товаров – в Европу и США.
Менять дешевые морские перевозки на более дорогие железнодорожные китайцам смысла нет. Поэтому хотя в теории идея нового шелкового пути звучала хорошо, на практике она экономического эффекта пока не дает.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
15 января Украина запустила из Ильичевска экспериментальный поезд, который отправился по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан - Китай. Вагоны были практически не загружены, но в "Укрзализныце" пояснили: это сделано специально, чтобы процедуры на границах проходили как можно быстрее. А тогдашний премьер Арсений Яценюк, рассказывая о новом "Шелковом пути", обещал: теперь украинские и европейские товары смогут попадать в страны Средней Азии даже при наличии санкционных ограничений на них со стороны Москвы.
Прошедшие три с лишним месяца в очередной раз продемонстрировали, что обещать всегда намного легче, чем выполнять. Все началось с того, что поезд умудрился "потеряться" в Казахстане, так что вместо анонсированных 11-12 дней пробыл в пути 17 суток. И, несмотря на заверения "Укрзализныци", что из Поднебесной поезд вернется полностью загруженным 15-17 марта, он пришел пустым и на месяц позже.