Второй год Украина наступает на одни и те же грабли. И называются они уголь. Точнее, его нехватка. В конце прошлой недели Славянская и Приднепровская ТЭС были остановлены. Компании "Донбассэнерго" и ДТЭК пояснили это тем, что на станциях отсутствует топливо. Вместе с экспертами мы разбирались, так ли все плохо в украинской энергетике и стоит ли ждать простым гражданам веерных отключений зимой.
Запертый уголь
Для того чтобы понять, что происходит на рынке электроэнергии, нужно знать, как он устроен. Обе остановленные ТЭС не принадлежат государству и входят в частные компании ДТЭК и "Донбассэнерго".
- По идее, эти компании должны самостоятельно закупать уголь на рынке, - говорит соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. - Так и было раньше, когда в Украине не было проблем с углем. Сейчас ситуация изменилась. Много шахт осталось на территории, которую контролируют сепаратисты. Тот же ДТЭК продолжает добывать там уголь, но не может вывезти его сюда. Там уже скопилось около 2 млн тонн угля, который по разным причинам они не могут доставить в Украину. Это и взорванные пути, и административные барьеры, и отсутствие свободных поездов.
С другой стороны, госчиновники считают, что путем остановки своих ТЭС частные компании пытаются создать излишний ажиотаж в энергетической отрасли и давят таким образом на Украину.
- У Приднепровской ТЭС есть все условия для выполнения своих обязательств перед потребителями, - заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин. - В течение этой недели произошло в системе много странных вещей. Притом что 4 атомных блока находились в плановом ремонте. Четыре - это очень много. Еще один блок попал в неплановый ремонт. То есть 5 тысяч мегаватт, не 300, а 5 тысяч мегаватт были недоступны в системе. Кроме того, по непонятным причинам (и мы отправили специалистов) отключились три блока, которые оперируются ДТЭК, - это Запорожская (два блока по 300) и Лодыженская станция. То есть очень много совпадений.
Уголь есть, но не везде
Эксперты говорят, что в этом году ситуация с общими запасами угля в стране хуже, чем год назад. Более того, концентрация этого угля по станциям неравномерна.
- Запасы угля на складах составляют 1,4 млн тонн, и они неравномерно распределены по станциям, - поясняет директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский. - Большая часть находится на так называемых Луганском и Бурштынском энергоостровах. Для сравнения: в прошлом году запасы в 3,4 млн тонн, а в 2013-м - 4,2 млн тонн были равномерно распределены по всем украинским ТЭС, а производство энергии было на 20% выше, чем сейчас.
Проблема Луганской и Бурштынской ТЭС заключается в том, что они не генерируют электроэнергию для Украины. Обе станции работают обособленно от основной части энергосистемы страны.
- Луганская ТЭС из-за многочисленных повреждений объектов магистральных электрических сетей и невозможности их восстановления в результате продолжающихся боевых действий работает не на полной нагрузке и не в состоянии покрывать дефицит мощности ОЭС Украины, - пояснили в Укрэнерго.
А Бурштынская ТЭС работает на экспорт электроэнергии в Европу. И разворот мощностей в сторону Украины потребует согласования с европейскими партнерами.
Все должны всем
Однако простым людям глубоко плевать на то, какая станция и сколько производит. Им важно знать, что в розетке будет электричество, а батареи в отопительный сезон будут горячими.
- Почему я должен каждый год слушать одно и то же? - возмущается киевлянин Алексей. - То у них угля не хватает, то они не знают, где его закупить. Я плачу за коммунальные услуги исправно. Почему я должен страдать от веерных отключений?
Как говорят эксперты, на энергорынке страны сложилась парадоксальная ситуация, когда все должны всем.
- Водоканалы и промышленность снизили уровни расчетов за электроэнергию, - поясняет Дмитрий Марунич. - Плюс частные потребители стали хуже платить. В итоге складывается ситуация, когда энергорынок не платит энергогенерирующим предприятиям, а те не платят поставщикам угля. Получается этакий замкнутый круг, когда все должны всем.
Между тем в правительстве считают, что генерирующие предприятия умышленно завышают свои расходы.
- Обращаем внимание всех участников рынка на недопустимость включения в расходы тепловой генерации необоснованных расходов, - говорится в заявлении профильной нацкомисии. - Это приводит к мнимым убыткам тепловой генерации, невыполнению плана накопления угля, воображаемой нехватке средств на ремонт. Все это делается с целью дальнейшего давления на государственные учреждения для включения таких расходов в расчет тарифов.
Эксперты говорят, что своя правда есть и у угольных, и у генерирующих предприятий. Государство требует рассчитывать тариф исходя из стоимости угля на уровне 1100 грн./тонну, в то время как на большинстве шахт себестоимость добычи составляет 1600-1900 грн. /тонну.
Сейчас правительство решило заткнуть дыру кредитными средствами. Для этого было решено дать возможность госпредприятию "Энергорынок" взять у "Ощадбанка" кредит в 2 млрд грн. Но остается вопрос: где закупать недостающий уголь?
Что покупать?
Как бы там ни было, но уже сейчас понятно, что в ближайшее время проблему дефицита угля нужно решать. И вариантов у нас всего три.
- Первый - это покупать недостающее топливо на неподконтрольных территориях, - говорит Дмитрий Марунич. - Оно обойдется дешевле всего - где-то в 1100 грн. за тонну. При этом покупать правительство сможет только тот уголь, который производят перерегистрировавшиеся на украинской территории предприятия. Как они будут заводить деньги в неподконтрольные регионы - это уже их проблема. Второй вариант - покупать уголь в России. Он будет чуть дороже. Но тут есть риски срыва поставок. В прошлом году РЖД блокировали поставку угля в Украину. Третий и самый дорогой вариант - это покупка угля в ЮАР. В этом году он обойдется в 75-80 долларов за тонну (1600-1700 грн./тонну. - Ред.).
По словам эксперта, если не решить проблему нехватки угля, то Украину снова могут накрыть волны веерных отключений. Правда, в этом году наши чиновники подстраховались заранее и заключили договор с Россией на поставку электроэнергии. Но такое электричество становится по-настоящему золотым.
- С учетом всех составляющих тариф на российскую электроэнергию должен быть около 2,5 грн. за кВт*час, - говорит член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. - На самом деле за дорогую российскую электроэнергию заплатит бюджет. И только в августе на эти цели будет направлено 1 млрд грн.
По его словам, если до конца года ситуация не изменится и Украина будет наращивать импорт, то в течение пяти месяцев наша страна заплатит России как минимум 7 млрд грн.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Пока будем со светом
Прекратившая свою работу в ночь на 1 августа Приднепровская ТЭС всерьез взволновала жителей Днепропетровска. Мол, дело к зиме, а у них ни горячей воды, ни тепла, ни электроэнергии может не быть.
Руководство электростанции признает, что ситуация действительно сложная: турбины высушены, блоки законсервированы, а трудовой коллектив отправлен в двухмесячный неоплачиваемый отпуск.
- Сейчас даже прогнозов оптимистичных нет по поводу подвоза угля антрацита, - честно сказал директор ДТЭК "Приднепровская ТЭС" Андрей Николаев. - И это нас беспокоит. Запасов топлива осталось на полсуток.
Вместе с тем людей просят не паниковать. Сейчас днепропетровских потребителей "подхватили" Запорожская атомная электростанция и Криворожская ТЭС.
- Летом нагрузка на систему минимальная. Люди в отпусках, да и электроприборов меньше включают. Так что веерных отключений не будет, - успокоил Андрей Николаев. - В августе, правда, ожидается пик летних нагрузок. Потребители вернутся с морей, а хозяйки вновь примутся за консервацию. Но никто без электричества не останется.
Работников станции вернуть к работе обещают в октябре. Чтобы избежать сокращений, часть штата переведут на трехдневку, а некоторых и вовсе на однодневную рабочую неделю.