Перспективы рынка труда все более ухудшаются. Только за последний год количество официально зарегистрированных предприятий в Украине сократилось на 240 тысяч единиц, а треть уцелевших предприятий планирует сокращать своих сотрудников. Значит, безработица будет еще расти, а дисбалансы рынка труда будут только углубляться.
Государство же интересуется чем угодно, но только не занятостью граждан. Почему до сих пор не разработаны проекты объектов инфраструктуры? Сейчас лето, хорошее время для таких работ. Известный факт, что в кризис это лучший способ дать людям работу и оживить экономику. Одно рабочее место в строительстве дает 6-7 рабочих мест в других отраслях.
Нет и предложений по перепрофилированию высвободившейся рабочей силы. В стране, помимо внутренних мигрантов с востока (о которых ниже), на чрезвычайно сузившийся рынок труда выходят армии сокращенных занятых, например, госслужащих. Только в первом квартале в службе занятости зарегистрировалось 60 тысяч граждан этой категории. Что может предложить этим людям государство?
Крайне странным сейчас выглядит разрушение социальных амортизаторов, стихийно образовавшихся в кризис. Например, борьба местных властей с МАФами. Тех самых властей, что поднимают тарифы, не спрашивая, где брать деньги. Да, лицо городов ларьки не украшают, но зато позволяют людям выживать в период повальной безработицы.
Проблема внутренних переселенцев – отдельная сложная тема. Уверен, государство толком не знает, сколько их на самом деле. Какой половозрастной состав этой части населения? Какие профессии они представляют? Как распределились по регионам Украины? Мы знаем, что, по данным ООН, число внутренних мигрантов с востока страны составляет 1,2 млн.человек. И все! Еще почти 1 миллион людей уехал в Россию, по официальным данным РФ. Значит, емкость рынка труда по регионам изменилась, а государство "в кустах сидит".
Что я предлагаю. Сначала о тактических задачах. Прежде всего, нужно трезво оценить масштаб бедствия на рынке труда в региональном разрезе. Научные институты с этим могут справиться, если государство их поддержит, причем не только и не столько деньгами. Власти, с одной стороны, должны обеспечить помощь (в том числе, консультационную, методическую) от международных организаций (ООН, МОТ). А, с другой - необходимо позволить профильным научным институтам использовать данные различных реестров, в них можно почерпнуть правдивую информацию о движении населения. Только имея грамотную оценку и прогноз профессионально-численного состава рабочей силы, можно будет рационально ее использовать, и таким образом прекратить забивать гвозди планшетами.
Также нужно изменить идеологию и подходы к работе с вынужденными переселенцами, а именно перейти от пассивной политики занятости к активной. Категорически нельзя ограничиваться лишь копеечными денежными компенсациями. Государство должно предложить людям удочку, а не маленькую рыбешку. И такой удочкой на нынешнем этапе является, еще раз подчеркну, строительство объектов инфраструктуры, развитие нестандартных и гибких форм занятости, перепрофилирование.
И еще немного о стратегических задачах. Известно, что каждая война заканчивается миром. Значит, придет все-таки время, когда Донбасс начнут восстанавливать. Уверен, что международная общественность в этом широко поддержит Украину. Но уже сейчас стоит задуматься, какую экономику будем там строить, - века 20-го или все-таки 21-го? И если наша цель инновационная экономика, то нужно уже начинать готовить рабочую силу соответствующих квалификаций.
Сергей Арбузов - Председатель Ассоциации "Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы