Банковские вопросы всегда беспокоят потребителей, ведь они напрямую касаются наших денег. Как повлияло на клиентов банков новое ограничение по картам, оправдывает ли себя украинский кешбэк, можно ли удалить из приложения карту "єПідтримка" и что делать клиенту в случае блокировки карты? Ответы на эти вопросы – в материале Коротко про.
2 сентября 2024 года заработала программа "Национальный кешбэк", согласно которой граждане получают компенсацию - 10% стоимости купленных ими украинских товаров. Целью программы назвали стимулирование развития отечественных производителей широкого спектра товаров, поощрение граждан покупать именно украинские товары по выгодным ценам, а также развитие безналичных расчетов.
Мнения экспертов по этому поводу с самого начала разделились: в то время как одни говорили, что это давно нужно было сделать, другие отмечали, что расходы на администрирование этой инициативы нивелируют весь эффект.
Сегодня можно сказать, что, по крайней мере, банки работой программы полностью удовлетворены.
По мнению Анны Довгальской, заместителя председателя правления Глобус Банка, программа "Национальный кешбэк" оправдывает надежды.
Во-первых, отметила эксперт в разговоре с Коротко про, все больше компаний приобщаются к программе: в октябре 1,5 тыс. производителей внесли в "Национальный кешбэк" более 300 тыс. товаров.
Во-вторых, согласно официальной статистике, к программе присоединилось более 3 млн украинцев.
В-третьих, украинские банки выпустили более 3,2 млн карт “Национального кешбэка”.
– В октябре было начислено 125 млн грн кешбэка. Это достаточно ощутимая сумма, которая будет только расти, - считает Довгальская. - Ожидаем, что все показатели Нацкешбэка будут расти: речь идет как о пользователях карт, так и о производителях товаров. До конца года отличным результатом будет суммарно 4-4,5 млн пользователей и 2 тысячи производителей 400 тыс. товаров.
А вот что касается клиентов, то здесь, похоже, что-то пошло не так. Почти половина украинцев тратят "национальный кешбэк" на пополнение мобильного. Надежды правительства на то, что эта программа будет стимулировать потребительскую активность в отношении украинских товаров, пока не осуществились.
У многих клиентов банков в мобильном банковском приложении “висит” карта "єПідтримка". Люди сомневаются: можно ли ее удалить?
Анна Довгальская напоминает, что внедрение этой карты имело целью поддержание украинцев после пандемии коронавируса в широком смысле слова. Она бесплатная и не требует от граждан каких-либо особых действий.
- Эта карточка виртуальная, на нее была начислена 1 тыс. грн, потратить эти деньги можно было на разнообразные товары и услуги, – говорит заместитель председателя правления Глобус Банка. – С начала полномасштабного вторжения часто деньги с этой карточки граждане перечисляли на нужды ВСУ. По моему мнению, ее наличие в банковских приложениях не имеет кого-то беспокоить. Полагаю, что после того, как в ней исчезнет необходимость, она просто исчезнет из приложений.
Информация о введении лимитов на карточные переводы изрядно "взломала" общество, ведь не секрет, что многие средства, поступающие на помощь армии, собирают "всем миром", и новые лимиты ставили под сомнение возможность такой частной помощи. Однако, говорят банкиры, проблем удалось избежать. Введенный предел на p2p-переводы (с карты на карту) в 150 тыс. грн в месяц, как и прогнозировалось, не отразился на деятельности волонтерских организаций и не навредил сборам средств на помощь ВСУ.
“По нашим данным, за первые недели действия новых карточных лимитов глобальных проблем, по крайней мере с волонтерами, не возникло, - заявила Марина Павленко, ведущий эксперт по финансовому мониторингу Глобус Банка. – Банк обычно знает всех своих волонтеров и является для большинства из них консультантом.
По словам эксперта, общество достаточно быстро адаптируется к новым правилам и требованиям по карточным переводам, ведь новые лимиты затронули не более 5% граждан. Да и те могут расширить рамки лимита, если обратятся в банк.
- Если у клиента есть потребность в осуществлении перевода средств на сумму свыше лимитированной, то при наличии документов, подтверждающих соответствующие доходы (это может быть налоговая декларация, справка о доходах и т.п.), он может обратиться в свой банк и получить больший лимит. Здесь никаких сложностей не возникнет, – сказала эксперт.
Также специалист напомнила, что лимиты на карточные переводы не распространяются на карточные транзакции или перевод средств на счет (IBAN). Лимиты не применяются при осуществлении переводов между собственными счетами физического лица-пользователя.
Истории о том, как банковская карта оказалась заблокированной "в самый неподходящий момент", живо обсуждаются в Сети. Поэтому вопрос, что делать клиенту при блокировке карты, беспокоит клиентов всегда.
Банкиры настаивают: блокировка карты никогда не происходит неожиданно. Гражданин в обязательном порядке должен получить уведомление-предупреждение от собственного банка о том, почему его карточка может быть заблокирована.
– Когда говорят, что банк без причины заблокировал карту, я все же думаю, что это не совсем так, – говорит Анна Довгальская. - Это скорее информация для "внешней огласки", в которой приводится лишь факт блокировки, а не сама причина, о которой клиент знает в 98% случаев.
Причиной блокирования или ограничения операций по карте могут быть, например, несоблюдение требований по карточным ограничениям, установленных НБУ, нетипичная активность по карте (возможно, участие в мошеннических схемах или отмывание средств), задолженность, решение исполнительной службы и т.д. Кроме того, если карта была потеряна, но банк заметит за ней нетипичную активность, то он может принять решение ее заблокировать.
В любом случае гражданин получит уведомление, подытожила эксперт. А чтобы ее разблокировать, нужно обратиться в банк (через колл-центр или лично) с просьбой разблокировать карту. И после выполнения определенных требований клиенту будет возвращен доступ к его карте.