Лето, море и солнце - это здорово! Но зачастую за долгих три месяца отдыха детишки успевают благополучно забыть все, чему их учили в школе. Конечно, в век компьютеров и многофункциональных смартфонов можно не так волноваться из-за невыученной таблицы умножения и исторических дат. Даже непрочитанное произведение школьной программы теперь можно благодаря Интернету «освоить» за 15 минут. С компьютером, кажется, и вправду проще восстановить перед началом учебного года школьные знания. Казалось бы, что проще - найти для ребенка нужную программу, например по истории, которую теперь можно учить в формате игры, биологии или географии. По крайней мере так считают современные родители. Бабушки и дедушки же, обнаружив, что внук или внучка не помнят, сколько будет дважды два, и пишет диктант с двадцатью ошибками, устраивают своим наследникам «летнюю школу», заставляя в разгар лета зубрить параграфы учебников и писать бесконечные диктанты. Какой метод правильнее?
Рассказывает Екатерина КАШИРСКАЯ, нейропсихолог, консультант по образованию:
Как помочь ребенку наверстать упущенное в школе на каникулах?
- Обычно волноваться по поводу того, что ребенок что-то не выучил, родители начинают весной, перед контрольными, или осенью, сразу после начала нового учебного года. Самое главное тут - определить причину, почему ребенок плохо усваивает материал. Может быть, он не умеет концентрировать внимание или усидчивости не хватает. С этим поможет справиться специалист. Например, если ребенок в диктанте делает по 20 ошибок, то это может происходить по 10 разным причинам. И их стоит выяснить. Главное - не надо тупо писать диктанты и пытаться зубрить материал.
За какое время нужно начинать готовить ребенка к школе во время каникул?
Нужно ли родителям устраивать «летнюю школу», играть в строгого учителя?
- Не нужно. Некоторые родители специально составляют домашнее расписание уроков и покупают для дома школьную парту и доску с указкой, считая, что это поможет ребенку собраться и более серьезно относиться к занятиям. Специалисты не советуют организовывать занятия в такой форме. А в идеале обучением ребенка не должны заниматься родители, так как они слишком сильно вовлечены в процесс эмоционально, если что-то не получается, начинают волноваться, злиться и переживать.
В какой форме лучше организовать занятия?
- Специалист может помочь подобрать упражнения, не связанные напрямую с учебной деятельностью, например на тренировку внимания каждый день по 15 минут. Даже находясь на природе и отдыхая, ребенок может тренировать внимание. Заниматься можно, но это не должна быть учебная деятельность. Просто тренируйте те функции, из-за которых у ребенка проблемы в школе. Если родители хотят непременно заниматься по каким-то учебникам, пособиям, то они должны быть не школьными, а специальными, разработанными для домашнего обучения.
Когда стоит показать ребенка специалисту-психологу?
А можно просто найти в Интернете или на диске какие-нибудь полезные обучающие игры? Это не вредно?
- Мы не против Интернета и обучающих компьютерных игр. Но это не надо делать бесконтрольно. Особенно если ребенку еще нет десяти лет. Сначала программу, тест или игру должны просмотреть родители. Даже в том случае, если ребенок растет малообщительным и родителям кажется, что, запретив компьютер, они помогут ему скорее наладить контакт со сверстниками. Это тоже может вызвать обратный эффект, потому что сейчас во всех школах используют компьютеры и Интернет, и дети так или иначе соревнуются и в этой области: кто какие программы освоил, в какие игры играл. Просто нужно стараться заинтересовать его тем, что действительно полезно и не принесет вреда.
ЕСТЬ ВОПРОС
Елена Ханенко, Киев
Как утверждают психологи, любой текст можно представить мысленными образами. На этом и основана одна из самых удачных техник запоминания, которой следует обучать детей. Итак, как помочь ребенку запомнить, а затем и пересказать текст?
Для начала определите вместе с ребенком основную идею и содержание текста. Выявите главное - о чем же идет речь? Для этого дайте ребенку бегло просмотреть текст. Обязательно обратите его внимание на заголовок.
Спросите у ученика, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь малышу поставить вопросы к каждой из них, основываясь на подзаголовках (если таковые есть) или на абзацах, а затем при чтении дайте ребенку возможность найти на них ответы. Это позволит ему проследить развитие главной идеи произведения.
Составьте с ребенком план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно просто подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.
Предложите малышу пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.
Теперь ребенок должен тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении попросите ребенка зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.
Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с отпрыском самые существенные из них.
Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям ребенка. Выясните, что он думает об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите чадо доказать свою точку зрения. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самого ребенка. Старайтесь, чтобы он не ограничивался согласием или несогласием с автором, а выражал, почему считает именно так. Попросите малыша точно описать, что ему нравится, а что нет.
В заключение дайте ребенку возможность ответить на шесть простых вопросов: кто делает? Что? Когда? Почему? Где? Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.