"Европарламент считает, что газопровод "Южный поток" не должен быть построен, и должны быть доступны другие источники поставок (газа)", - говорится в резолюции Европейского парламента.
- Резолюция Европарламента не является решением Евросоюза, а имеет больше политический и рекомендательный характер, - комментирует ситуацию член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК. - Как следствие, это не будет носить экономического значения для реализации проекта "Южный поток".
Эксперт уверен, что не зря в течение последних трех лет Россия и "Газпром" уверенно продвигали проект "Южного потока" на территории ЕС. А Евросоюз довольно вяло сопротивлялся. Брюссель еще до конца 2013 года надеялся договориться с Россией о взаимовыгодной реализации проекта "Южный поток". Годы милых разговоров ЕС и России по "Южному потоку", включения газопровода в перспективные европейские транспортные направления - не были напрасными. Ведь для ЕС был хороший пример для подражания - это совместный европейско-российский газопровод "Северный поток".
- Поэтому нынешняя демонстрационная критика " Южного потока " совсем скоро может трансформироваться в совместные переговоры ЕС и России по решению проблемы украинских газовых долгов, гарантии транзита российского газа в ЕС и, как следствие, создание украино-российско-европейского консорциума, - считает Юрий Корольчук. - Консорциума как альтернативы "Южному потоку". Соответственно, Россия экономит средства на построение "Южного потока", получает контроль над ГТС Украины, а ЕС решает на долгие годы вперед украинскую газовую транзитную проблему. А что же Украина? С точки зрения ЕС Украина получит прекрасную возможность и в дальнейшем обеспечивать транзит российского газа в ЕС. И оставить за собой максимум 33% акций в консорциуме. Таким образом Украина придет к тому, от чего два года уклонялся Кучма, пять лет Ющенко, и четыре года Янукович, - к созданию международного консорциума по управлению ГТС. Но сегодня это будет реализовано под лозунгом европейской интеграции Украины. Фактически решение Европарламента следует расценивать как первый шаг к консорциуму. Однако, к сожалению, Украина там не будет иметь желаемых 50% акций. А, значит, и влияния также не будет иметь. Поставщик и потребитель газа - Россия и ЕС - будут решать в будущем судьбу ГТС Украины.