Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Утилизация автотранспорта: европейская практика

Утилизация автотранспорта: европейская практика
Фото: Как показывает опыт европейских стран, по мере развития и загрузки утилизационных сетей ставки экологического налога будут уменьшаться. Фото: thinkstock.com
Однако возникли дискуссии относительно обоснованности ставок налога, которые порой превышают европейские. 
 
В ассоциации "УкрАвтопром" поясняют: критики предложенных норм не учитывают, что в странах Европы уже построена и работает утилизационная сеть со всей необходимой инфраструктурой. К тому же во многих случаях налог на утилизацию является скрытым и уплачивается как часть других налогов.
 
Эксперты успокаивают: утилизационный сбор станет не только источником формирования фонда выплат утилизационных бонусов автовладельцам, но и барьером для ввоза в страну старых авто. Кроме того, по мере развития и загрузки утилизационных сетей предложенные ставки экологического налога будут уменьшаться - это показывает опыт европейских стран.
 
Система утилизации транспортных средств в странах ЕС основывается на положениях Европейской директивы. Ее положения предусматривают, что страны Евросоюза создают у себя необходимую систему по сбору снятых с эксплуатации автомобилей и повторного использования их запчастей. При этом производители и импортеры покрывают большую часть расходов на утилизацию и следят за тем, чтобы этой работой занимались только специализированные организации.
 
В Германии, например, принят закон, по которому автомобили должны быть произведены с использованием материалов, подлежащих вторичному использованию. Причем если сейчас такие материалы должны составлять 85%, то с 1 января 2015-го - 95%. Таким образом, производители изначально вкладывают средства в развитие технологий производства с замкнутым циклом использования сырья и закладывают соответствующие расходы в конечную цену автомобиля. 
 
Во Франции отдельные автопроизводители или их группы создают сети специализированных центров по утилизации транспортных средств (из расчета 7 центров на 1,5 млн населения). При этом каждый владелец "нерабочей лошадки" обязан передать авто на утилизацию в такой сертифицированный центр, которых, кстати, на территории страны 1600! Для нарушителей предусмотрены наказания - 75 тыс. евро штрафа или 2 года лишения свободы. Кроме того, накажут и за проведение утилизации в неположенном месте.
 
В Австрии существует несколько категорий экологических налогов: энергетические, транспортные, за загрязнение окружающей среды, за пользование природными ресурсами. К категории транспортных налогов отнесены налог на грузовики (ставка зависит от веса машины - 1,55-1,90 евро/тонна), налог на нормативное использование топлива (взимается в момент покупки новой машины, максимальная ставка - 16%), страховой налог на моторизованные транспортные средства (ежегодные ставки в зависимости от мощности двигателя 66 - 943,80 евро).
 
В Нидерландах при постановке первым владельцем на учет каждого нового автомобиля уплачивается утилизационный сбор 45 евро. Распорядителем этих средств является центр экспертизы и утилизации, объединяющий более 300 центров по всей стране.
 
В Норвегии платят экологический сбор за утилизацию снятых с эксплуатации авто в сумме 2000 норвежских крон (около $350). Этот сбор возвращается владельцу в случае передачи автомобиля на утилизацию.
 
С 1 января 2006-го налог за утилизацию в размере 500 злотых за каждый автомобиль, ввезенный на территорию страны, действует в Польше.
 
А, например, в Эстонии налог на утилизацию отсутствует, и Еврокомиссия уже отметила некоторые недостатки законодательной базы страны в этой сфере. По мнению ЕК, Эстония могла бы рассмотреть вопрос установления новых или дополнительных налогов, например, на транспорт и отходы - это способствовало бы охране окружающей среды.