На этой неделе большой резонанс вызвала новость о том, что импортное топливо хотят проверять прямо на границе. С одной стороны, это увеличит расходы государства, но с другой - они с лихвой могут окупиться за счет существенного увеличения акцизных платежей. Мы решили разобраться, как нововведение отразится на обычных водителях.
Провластные инициативы
О том, что украинское топливо не всегда отвечает стандартам качества, знает каждый водитель. И вот государство наконец-то решило взять ситуацию под контроль.
Как сообщил наш источник в правительстве, при пересмотре госбюджета-2013 для Миндоходов и Госпотребинспекции могут выделить средства для создания в Украине более эффективной системы контроля качества нефтепродуктов.
- Эта инициатива пока не во всех ведомствах находит поддержку, - заявил наш собеседник. - Многое упирается в недофинансирование. Но даже с уже имеющимися ресурсами таможня может начинать работать. Хотя дополнительное финансирование для приобретения дополнительного оборудования явно не помешало бы.
Причиной для активизации работы в этом направлении стало поручение от Николая Азарова Министерству доходов и сборов, в которое недавно вошла таможня, "обеспечить надлежащий контроль качества импортируемых в Украину нефтепродуктов". В ведомстве говорят, что готовы приступить к работе. И хотя лаборатория, позволяющая это делать, только одна, но ее отделения есть в регионах.
Качество улучшится
Эксперты уверены, что таким образом удастся улучшить качество топлива, которое пересекает украинскую границу, что принесет дополнительную прибыль в бюджет.
- Государство пытается взять в кольцо трейдеров, которые занимаются реализацией нефтепродуктов неадекватного качества и, соответственно, экономят на налоговых платежах, - говорит директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. - Таможня должна "атаковать" манипуляторов на границе, а Потребинспекция - внутри страны. Таким образом, АЗС как минимум уже не смогут перекладывать ответственность на своих контрагентов-импортеров, что это, мол, те "бодяжат" топливо. В результате должны увеличиться доходы бюджета за счет, по крайней мере, акцизных отчислений.
Такие перспективы, конечно, не могут радовать импортеров топлива. Некоторые из них уже выступили с громким заявлением о возможном негативном влиянии на рынке.
- На воре и шапка горит, - инкогнито прокомментировал нам представитель нефтетрейдинговой компании. - Нам эта правительственная инициатива не страшна. Мы за товар, который продаем, отвечаем. А "кто-то", видимо, нет.
Европейский опыт
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский не исключает, что усиление правительственного контроля над качеством импортных нефтепродуктов может рассматриваться как инструмент нетарифного регулирования импорта, который призван в том числе компенсировать значительные уступки Украины при вступлении в ВТО.
- Если, например, Россия и Европа могут себе позволить не пропускать нашу агропродукцию, имея якобы претензии к их качеству, то что мешает нам делать то же самое по отношению к их горючему? - задает риторический вопрос специалист.
В свою очередь президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко обращает внимание на то, что, пытаясь усилить контроль над качеством импортных нефтепродуктов, правительство использует опыт европейских стран, которые таким образом борются с топливом сомнительного происхождения и качества из нестабильной Северной Африки. По его словам, бизнес и призывает таможню и ведущих участников активно сотрудничать, дабы избежать претензий друг к другу.
- Легальные и ответственные участники рынка в итоге могли бы сами быть заинтересованы в обеспечении таможенников надлежащим оборудованием, поскольку оно фактически будет работать против тех компаний, которые частично уклоняются от налогообложения и имеют дополнительные доходы за счет продажи под видом качественного топлива менее качественного, - резюмирует эксперт.