Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
26 апреля
Загрузить еще

Финансовая полиция: во зло или во благо?

Финансовая полиция: во зло или во благо?
Фото: Новое ведомство займется нечистыми на руку чиновниками. Фото: Thinkstock.
После того как появилась идея создания структурного подразделения с особыми полномочиями, которое будет контролировать финансовые потоки, украинцы разделились на два лагеря. Одни выступают за то, чтобы в Украине была создана финансовая полиция, другие против. Сейчас можно услышать мнение, что и так в стране достаточно проверяющих, зачем плодить новых? Другие говорят, что у нас нет контроля за проверяющими, оттого и бизнес в тени. 
 
ДЕНЕГ НЕТ И НЕ БУДЕТ?
 
Казалось бы, правительство постоянно рапортует об успехах. Несмотря на европейский кризис, экономика страны медленно, но верно растет. Однако доходы бюджета снижаются.
 
Так, влиятельный деловой журнал Forbes сообщает, что за первые три месяца текущего года план по доходам выполнен не был - в Госказну поступило на 1,4 млрд гривен (или на 2,6%) меньше от запланированного. В прошлом месяце Министерство доходов и сборов должно было обеспечить поступления в размере 22,3 млрд гривен (с учетом возмещенного НДС), но недобрало 242 млн гривен. 
 
Уже сейчас Госказначейство блокирует перечисление средств на зарплаты во многие регионы Украины. А по оценкам экспертов, к четвертому кварталу может иссякнуть и этот скудный ручеек. Учителя, врачи и другие бюджетники рискуют вернуться во времена начала и середины ­90-х годов, когда месяцами сидели без зарплаты.
 
Любой читатель вправе задать вопрос: если с экономикой все в порядке, то где же деньги? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно копнуть немного глубже и разобраться, как в Украине работает бизнес и в каких он отношениях с государством.
 
ИЗ СВЕТА В ТЕНЬ
 
Ни для кого не секрет, что, несмотря на всеобщее декларирование уменьшения налогового давления, бизнесмены этого не ощущают. Сейчас большинство предприятий вынуждены оплачивать сборы наперед. В такой ситуации, когда экономика начинает замедление, многие не уверены в своем завтрашнем дне и попросту уходят в тень.
 
Бизнесмены рассказывают о том, что в 2012 году Министерство доходов и сборов фактически посчитало вместо четырех кварталов пять. Взяв налог авансом, теперь требует расчета за первый квартал 2013-го. Дополнительно налоговики требуют 1% доначислений с оборота компаний. 
 
А ведь кроме официальных платежей, бизнесменам приходится кормить огромную армию всевозможных проверяющих чиновников. Если ты будешь вести бизнес в открытую, то денег на взятки у тебя не будет. А не будет денег на взятки, работать тебе никто не даст. Приблизительно такова взаимосвязь между бизнесом и властью.
В тени вращаются огромные суммы. По данным первого заместителя главы Администрации президента Ирины Акимовой, объем теневой экономики в Украине составляет около 500 миллиардов гривен. И еще ежегодно государство теряет до 100 миллиардов гривен на госзакупках - эти миллиарды просто-напросто разворовываются чиновниками.
 
Опять же читатель может возмутиться и сказать: а где же всевозможные контролирующие органы, почему у нас никто не следит за теми же чиновниками?
 
Помните поговорку про то, что ворон ворону  глаз не выклюет? Приблизительно то же самое мы наблюдаем и здесь. Чиновники давным-давно поделили всю экономику на сферы влияния и "крышуют" теневую экономику и хищения миллиардов на госзакупках, активно участвуя в этих криминальных процессах. Параллельно с этим силовики продолжают взимать с населения "налог на жизнь" разноообразными проверками и сопутствующими им поборами. Даже президент недавно возмутился количеству проверок в стране.
 
- Проверки контролирующими органами приносят лишь негатив в бизнес-климат Украины, - заявил Виктор Янукович на заседании комитета экономических реформ. - Никаких внеплановых проверок не должно быть, кроме случаев, когда есть решение суда.
И резкое заявление главы государства - это закономерная реакция на то, что происходит в стране. Ведь только за последнее время из страны начал уходить израильский бизнес, западные банки, бегут европейские капиталы. А руководитель Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине Елена Волошина с горечью подчеркивает: "Самое страшное то, что начинает разочаровываться собственный бизнес. Потому что если сам украинский бизнес не верит в украинскую экономику, не верит в то, что здесь можно работать, то как тогда можно убедить в этом иностранцев?"
 
КОНТРОЛЬ ЗА КОНТРОЛИРУЮЩИМИ 
 
В большинстве детективов нечистые на руку полицейские попадают в руки отдела собственных расследований. К сожалению, за деятельностью наших чиновников следят не так пристально, и большинство из них, даже проворовавшись, уходят с должности на заслуженный отдых, а то и на повышение.
 
Однако не так давно премьер-министр Николай Азаров написал министру внутренних дел Виталию Захарченко письмо. В документе говорится, что премьер просит главу МВД разработать концепцию создания специального подразделения по расследованию преступлений в экономической сфере против государства. "Прошу подготовить на базе концепции проект, которым предусмотреть… в создаваемом подразделении функции по расследованию преступлений экономической направленности, которыми занимаются налоговая милиция, таможенные органы, Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями МВД, департамент контрразведывательной защиты экономики государства СБУ", - говорится в письме премьера министру МВД.
 
Что же дает создание такого единого антикоррупционного контролирующего ведомства? Эксперты говорят, что будет решена главная задача - покончено с ведомственной разобщенностью в этой борьбе. Как вы понимаете, сейчас все контролирующие службы из года в год выдают на-гора отличные показатели борьбы с раскрываемостью и противодействием коррупции, но, как говорится, воз и ныне там. Ведь 600 миллиардов гривен, которые по-прежнему не хотят выходить из тени, - это наглядная демонстрация качества их работы.
 
Эксперты говорят, что в такой ситуации без радикальных мер не обойтись. И это может принести как экономические дивиденды стране, так и политические действующему президенту Виктору Януковичу, которого мы не зря упомянули выше.
 
Итак, создание единого ведомства по борьбе с коррупцией может ограничить аппетиты всех прочих силовиков, 20 лет кормящихся на борьбе с этой самой коррупцией. Только приведение чиновников всех рангов в чувство бойцами мощной, специализированной на истреблении коррупции структуры может дать ощутимый результат по возвращению львиной доли из 600 теневых миллиардов в легальный оборот. А это существенные сумма - возможно, и с МВФ договариваться о новом кредите не придется. 
 
Вторая составляющая создания такой службы - политическая. Ведь за последние три года, несмотря на попытки реформировать украинскую экономику, особых успехов не достигнуто. Всему виной чиновники, которые не хотят изменения существующих порядков. И вот тут возникает идея подчинить финансовую полицию напрямую президенту,  потому что в сложившейся ситуации коррупция едва ли не главный враг реформ в стране вообще и президента Украины лично. Коррупция среди чиновников - традиционно мощная в Украине - хоронит многие реформаторские начинания главы государства, ставя под сомнение его политическое будущее.
 
С учетом того, что до выборов осталось всего два года, а до начала предвыборной гонки и того меньше, у Виктора Януковича осталось не так много времени, чтобы создать службу, которая будет эффективно давить казнокрадов и обдирающих народ (будущих избирателей) силовиков-коррупционеров.
 
В силу этого обстоятельства времени на раскачку в создании финансовой полиции у власти крайне мало. Создаваемая структура должна продемонстрировать налогоплательщикам (избирателям) свою эффективность и результативность не позднее начала 2014 года, за год до старта президентских выборов.