Загрузить еще

Оценки МТСБУ по "автогражданке": информация к размышлению

Деятельность страховщиков оценивалась по трем качественным показателям: общая оценка финансового состояния (достаточность и ликвидность активов для исполнения страховщиком принятых на себя обязательств), качество урегулирования убытков (доля требований, урегулированных страховщиком в срок до 150 дней от даты ДТП до окончательной выплаты) и количество жалоб на страховщика, поступивших в МТСБУ.

Полученные показатели бюро оценило по трехбалльной шкале как "высокие", "средние" и "низкие", присвоив им цвет - зеленый, желтый и красный соответственно. 

В оценке МТСБУ приняло участие 83 украинских страховщика. 20% оцениваемых компаний имеют высокие финансовые показатели, которые позволяют отнести их к группе "устойчивые". В группу "удовлетворительные" (у компаний отсутствуют серьезные проблемы, а финансовые показатели находятся на среднем уровне) МСТБУ отнесло около половины (почти 49%) своих членов. Финансовое состояние 26,2% компаний вызывает опасения, а их показатели находятся на уровне, который значительно ниже среднего по рынку (группа "пограничные"). Наконец, около 5% участников рынка получили "неудовлетворительную" оценку, поскольку их финансовое состояние было оценено как нестабильное.

Следует отметить, что результаты публиковались только с согласия каждой из компаний. Две компании отказались дать согласие на публикацию информации полностью, а еще три - частично. У 11 компаний оказалось недостаточно статистических данных, а показатели еще двух страховщиков потребовали дополнительного анализа.  

По мнению участников рынка и экспертов, методика презентации результатов исследования, применяемая МТСБУ, остается несовершенной. В частности, клиенту весьма затруднительно понять, какие реальные цифры скрываются за "зеленым" или "желтым" цветом того или иного страховщика. Следовательно, решение о покупке полиса ОСАГО ему приходится принимать, ориентируясь на цвет. 

Но даже высокий уровень не гарантирует быструю выплату возмещения. Так, по данным Национальной комиссии по регулированию в сфере рынков финансовых услуг, 36% всех требований урегулируются в срок более 150 дней, 27% - от 90 до 150 дней и только 37% - до 90 дней. 

И все же определенную информацию к размышлению результаты оценки МТСБУ несомненно дают. Так, например, как и следовало ожидать, у лидеров рынка включен "зеленый свет" по всем трем оцениваемым параметрам. Обращает на себя внимание, что исключение составляет НАСК "Оранта", у которой зафиксирован средний ("желтый") уровень по двум параметрам: по качеству урегулирования убытков и количеству жалоб. 

Впрочем, это уже не новость. Только в январе-феврале 2012 года, по данным МТСБУ, количество неурегулированных страховых случаев по "автогражданке" возросло в "Оранте" в полтора раза и достигло 2388. Просроченные обязательства "Оранты" по "автогражданке" превысили 23 млн грн., при том что средняя сумма возмещения составляет порядка 10 тыс. грн.  

Учитывая, что на общем собрании членов МТСБУ в начале сентября принято решение, что при оценке деятельности страховщика впредь будет учитываться количество урегулированных дел в срок до 120 дней (от даты ДТП до последней выплаты), то есть произойдет ужесточение критерия оценки, вряд ли стоит ожидать, что "Оранте" удастся "позеленеть" в следующем отчете.

Что касается жалоб клиентов, то на "Оранту" жалуются не только в МТСБУ. Именно многочисленные жалобы на компанию в комитет Верховной Рады по вопросам финансовой, банковской, налоговой и таможенной политики заставили народного депутата Сергея Павленко обратиться с соответствующим запросом в Нацкомфинуслуг. По словам главы комиссии Андрея Стасевского, и в адрес самого регулятора поступают многочисленные жалобы и сообщения о нарушении компанией законодательства в сфере финансовых услуг.   

В І полугодии 2012 года показатели НАСК "Оранта" в очередной раз ухудшились (страховых премий компания собрала на 300,5 млн грн., что на 7% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, а объем выплат сократился со 112 млн грн. в 2011 году до 99 млн грн. в текущем). Несмотря на это, компания продолжает заявлять о том, что у нее все хорошо.

Состояние дел в "автогражданке" служит индикатором общего состояния страхового рынка страны. ОСАГО является также крупнейшим сегментом страхового рынка. По данням МТСБУ, за январь - май выплаты по ОСАГО составили почти 425 млн грн., а сбор премий - 1,01 млрд грн. Проникновение этого вида страхования достигает почти 100% (полис ОСАГО имеется у 93% автовладельцев). В то время как проникновение страхования жизни составляет лишь 7%, добровольное медицинское страхование и страхование имущества - по 2%.

Это, пожалуй, главная причина того, что данные, опубликованные МТСБУ, требуют внимательного анализа. И не только со стороны нынешних и потенциальных клиентов, но и регулирующих органов, на которых лежит ответственность за развитие цивилизованного рынка страхования в Украине.