Загрузить еще

Если б я был начальник…

Если б я был начальник…
Фото: Специалисты по кадрам уверяют: лишь каждый пятый сотрудник может быть начальником - остальные просто изначально не созданы для того, чтобы руководить! Фото Thinkstock.

Деньги - не главное?

Эх, был бы я шефом своего шефа, уж я бы знал, как одновременно и поднять компанию, и мотивировать сотрудников! Приблизительно так думает среднестатистический подчиненный и… ошибается. Как показывает практика, став начальником, человек в большинстве случаев мгновенно забывает, о чем мечтал долгие годы, занимая менее значимое место в служебной иерархии.

Как показал опрос, проведенный "Комсомолкой", только мысленно представив себя на месте шефа, мы тут же решаем, что мотивировать сотрудников повышением зарплат, конечно, можно, но совершенно не обязательно. И гораздо эффективнее (а главное - дешевле!) для начала правильным образом распределить круг функциональных и должностных обязанностей. По мнению 37 процентов респондентов, именно этого, а вовсе не денег, не хватает сегодня для ударной работы подчиненных. Ну что ж, им изнутри виднее…

Справедливости ради отметим, что немало опрошенных не забывают и о деньгах, полагая, что у сотрудников должна быть личная материальная заинтересованность в повышении производительности труда. Причем речь идет не только о пополнении кошелька, но и о наказании рублем за большие и малые упущения в работе. Систему премирования и штрафов, будь его воля, ввел бы в родной компании каждый пятый украинский респондент. При этом 12 процентов опрошенных все же подняли бы зарплату.

В то же время опросы рядовых сотрудников, даже не помышляющих о должности шефа, показывают, что зарплата является ключевым фактором мотивации персонала! На втором месте - похвала начальства и интерес к делу, на третьем - хороший коллектив. Среди других признаков "работы мечты" украинцы называли наличие социального пакета, удобство месторасположения офиса, гибкий рабочий график, а также совместные корпоративные мероприятия.

Уволить - и дело с концом!

Результаты нашего нынешнего опроса свидетельствуют: всем нам не мешало бы пристальнее присмотреться к коллегам, ведь, став начальниками, каждый седьмой из них предпочел бы жесткие меры. Три процента первым делом провели бы оценку персонала, 4 процента - наладили бы должным образом дисциплину, а 7 процентов опрошенных без лишних слов начали бы работу в высоком кресле с увольнений бывших коллег. Кстати, как раз такие меры для специалистов рынка труда вовсе не новость.

"Комсомолка" уже писала о том, что, по мнению отечественных экспертов, украинские компании как не умели мотивировать персонал, так и не умеют (см. "КП" от 8 августа и сайт kp.ua). Если в западных компаниях мотивация - это ряд маленьких ступенек вверх и вниз (т.е. премии и штрафы не очень большие, но их много) и сотрудники постоянно имеют шанс получить очередной бонус, то в украинских компаниях ступенька всего одна: либо работаешь, либо уволен! 

Работа не для каждого

- Начальниками хотят быть если не все, то очень многие. При этом каждый полагает, что он мог бы руководить куда лучше, чем его нынешний шеф. А чего там сложного: сиди да руководи! - говорит психолог Марина ДЕРКАЧ. - Однако заняв вожделенное кресло, приходится действовать по накатанной: требовать выполнения плана, наказывать за упущения в работе или, например, систематические опоздания. Да и поднять зарплату и расширить социальный пакет вряд ли получится - у всех же утвержденные бюджеты…

Специалисты по кадрам уверяют: лишь каждый пятый сотрудник может быть начальником - остальные просто изначально не созданы для того, чтобы руководить! И хотя управленческие навыки можно наработать со временем, но если человек не способен вести за собой коллектив, если он не желает брать на себя ответственность за своих подчиненных, то будет плохим боссом.

Кроме того, не следует забывать, что чем выше пост, тем дальше человек отдаляется от своей специальности, ведь он переходит из специалиста в управленцы. Поэтому так важно ответить для себя на главный вопрос: что вам все же нравится больше - руководить или развиваться в профессии?

А КАК У НИХ?

Не курите? Получите премию!

Интересно, что опрос, проведенный среди россиян рекрутинговым порталом Superjob, дал результаты, аналогичные результатам "Комсомолки". Оказалось, что и в России среди первоочередных дел новоиспеченных начальников были бы перераспределение функциональных и должностных обязанностей (23 процента) и введение системы премирования и штрафов (19 процентов). Повышение зарплаты, как и среди украинских сотрудников, только на 3-м месте - такую мотивацию приветствует лишь каждый десятый потенциальный российский шеф.

Примечательно, что некоторые респонденты высказывали и свои предложения, которые касались, в основном, свободного графика работы. Одно из намерений будущего работодателя, озвученных в ходе опроса, и вовсе иначе как оригинальным не назовешь: "За то, что сотрудник не курит в рабочее время, я бы премировал его в размере 5-7 процентов от зарплаты!" 

КСТАТИ

10 заповедей правильного шефа

Согласно книге Джефри Дж. Фокса "Как стать Большим Боссом", если каждый начальник будет выполнять всего 10 простых правил, у его подчиненных появится непреодолимое желание работать. А чем лучше работают сотрудники, тем больше зарабатывает компания! 

Нанимайте на работу только профессионалов. 

Занимаемая должность должна соответствовать навыкам и способностям работника. 

Объясните работникам, что должно быть сделано. 

Укажите, почему это необходимо сделать. 

Пусть задания выполняет сам работник, которого вы для этого назначили, - не вмешивайтесь в процесс. 

Обучайте своих работников. 

Прислушивайтесь к их мнению.

Ликвидируйте препятствия, которые парализуют действия людей. 

Наблюдайте за ходом работы. 

Говорите "спасибо" публично и лично. 

МНЕНИЕ

Главные правила карьериста

- На работе нужно работать, а не рассказывать, как вы провели выходные, с кем познакомились на море или, тем более, сообщать о неприятностях в личной жизни, - советует психолог Оксана НАВРОЦКАЯ. - В этом и заключается основное правило человека, который собирается строить карьеру в данной компании. Выполняя эту рекомендацию, в будущем, став большим боссом, вы избежите многих неприятностей. Согласитесь: подчиненные, которым известны не только слабые стороны своего руководителя, но и немало пикантных деталей его биографии, не смогут относиться к шефу с должным уважением и пиететом. Чем выше у человека должность, тем меньше о нем знают сотрудники - эта зависимость работает в любой сфере деятельности!

Еще один совет тем, кто двигается по карьерной лестнице вверх: держите дистанцию в отношениях с самого начала. Дело в том, что в противном случае, заняв кресло начальника, вам будет очень сложно перестроиться. Ведь резко изменить манеру общения с людьми, которые привыкли быть с вами на равных, - это верный способ обрести недоброжелателей. Не менее опасно и, став начальником, продолжать оставаться на короткой дистанции: многими работниками это воспринимается как разрешение уклоняться от выполнения должностных обязанностей.