Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украина начала модернизацию ГТС

Украина начала модернизацию ГТС
Фото: Николай Азаров и Юрий Бойко обсуждают перспективы увеличения транзита.

Разговоры о модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) ведутся уже не один год. Трубы, проложенные больше 30 лет назад, нуждаются в замене. Их состояние беспокоило как Россию, так и Евросоюз. Ведь именно через нашу страну проходит основной газовый транзит. На днях дело сдвинулось с мертвой точки.

КАК УВЕЛИЧИТЬ ТРАНЗИТ

Украинская газовая труба, связывающая Россию и Европу, - это последний аргумент нашей страны в регулярных переговорах с северным соседом. Ведь без транзитных услуг нашей ГТС российский газ не может попасть в Европу. Однако в последнее время российская сторона все чаще пеняла нам на то, что с каждым годом объемы прокачки газа снижались. Изношенность труб приводила к увеличению затрат газа при прокачке через компрессорные станции.

Не так давно Россия даже начала строить газопроводы в обход Украины. Однако долгое время украинские руководители только говорили о том, что нашу трубу нужно реконструировать, не предпринимая никаких шагов в этом направлении.

На днях все изменилось. На промышленной площадке газопровода Уренгой - Помары - Ужгород недалеко от города Богуслав Киевской области в присутствии премьер-министра Николая Азрова и министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко сварен символический "золотой стык", который обозначал начало работ по модернизации нашей трубы.

- Модернизацию украинской газотранспортной системы необходимо завершить в кратчайшие сроки, - заявил Николай Азаров. - Это даст возможность снизить затраты на транспортировку газа в Европу. Нашей ГТС уже более 30 лет, а следовательно, мы должны в кратчайшие сроки модернизировать и реконструировать ее. Это даст возможность значительно сократить затраты на прокачку газа и предложить нашим партнерам конкурентные преимущества - это наш шанс как транзитной страны.

ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

Однако заменить многие километры труб - это дело не одного года. Для этого необходимы колоссальные инвестиции на миллиарды долларов. Часть средств будет выделена нашей страной, а часть - привлечена в виде кредитов под госгарантии. Объем инвестиций на первую очередь реконструкции составляет более 538 млн долл., из которых 230 млн - собственные средства и 308 - кредитные.

По 154 миллиона долларов наша страна рассчитывает получить от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а также от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, представители НАК "Нафтогаз України" и ЕБРР подписали Меморандум о намерениях финансировать реконструкцию украинской ГТС, а с ЕИБ подписано письмо о намерениях. По словам финансистов, условия этого кредита выгодны для нашей страны, ведь при процентной ставке - 1% годовых деньги выдаются на 15 лет. 

- Мы надеемся подписать окончательный документ в этом году, - сказал директор ЕБРР в Украине Андре Куусвек. - Мы не исключаем возможность дальнейшего финансирования последующих этапов реконструкции украинской ГТС. 

Этот проект должен быть экономически выгодным для Украины. Ведь модернизация трубы приведет к увеличению объемов транзита голубого топлива, что позволит не только окупить реконструкцию, но и получить существенную прибыль.

ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Судя по настроениям нашего премьера, Украина по-прежнему хочет модернизировать трубу при помощи европейских и российских инвестиций. И если на средства ЕБРР мы уже можем рассчитывать, то Россия получила очередное предложение присоединиться к масштабному проекту.

- Мы неоднократно приглашали Россию участвовать в модернизации нашей газотранспортной системы, - напомнил собравшимся Николай Азаров. - Однако, когда мы это делали на словах, а сами не прилагали материальных усилий и затрат, Россия реагировала так, как она реагировала. Сейчас для наших российских партнеров совершенно очевидно, что мы эту работу начали, и не просто начали - мы ее начали с участием наших европейских партнеров. Мы уже пошли на затраты. И я думаю, что сейчас позиция России будет меняться в свете наших практических шагов.

Кроме российской стороны, Украина готова сотрудничать и с другими иностранными инвесторами, которые заинтересованы вкладывать средства в украинскую энергетику. А в том, что такие появятся, можно не сомневаться, ведь нынешняя власть демонстрирует верность своим предвыборным обещаниям - начало реконструкции ГТС было одним из положений программы реформ Президента.

Фото автора.