Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Газовый вопрос: Между Россией и Европой

Газовый вопрос: Между Россией и Европой

Нет, газовой войны с Россией не предвидится. Но вот с украинской трубой давно пора что-то делать - то, что она нуждается в модернизации, не скрывают ни чиновники, ни эксперты. На днях в Киеве прошел очередной международный саммит «Энергетические проблемы Европы и вопросы российско-украинского сотрудничества», на котором эксперты и политики говорили о том, где же Украине взять деньги на модернизацию ГТС. 

АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ

В последние годы много говорят об энергетической безопасности. Не обошел эту тему и министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, который открывал международную конференцию.

- Энергетическая безопасность - один из самых важных вопросов, который встает перед всеми государствами, - уверен украинский министр. - Так сложилось, что энергетические вопросы тесно взаимосвязаны с политикой. Около 80 процентов всех энергоресурсов находятся под контролем государств или компаний, которые контролируются государствами. Поэтому мы стараемся выстроить взаимовыгодные отношения со всеми игроками энергетического рынка.

По его словам, пока большинство совместных проектов Украина все-таки осуществляет с Россией. А на сотрудничество с ЕС пока только можем рассчитывать, хотя и вступили в Европейское энергетическое сообщество.

- Россия нам предоставила скидки на газ, началась интеграция наших ядерных программ, - говорит Юрий Бойко. - Кроме того, сейчас мы планируем реформы газового сектора и создали с Россией два совместных предприятия - по добыче угольного метана, а также для разработки шельфа Черного моря.

Единственное, что волнует нашего министра, - это отсутствие гарантий транзита газа со стороны России в долгосрочной перспективе. Украинская сторона видит будущее в выстраивании трехсторонних отношений между Украиной, Россией и ЕС.

- Недавно мы проводили трехстороннюю встречу в Брюсселе, - сказал министр. - Мы должны начинать диалог в формате трех, поскольку каждая составляющая нашего бизнеса важна для энергобезопасности Европы. Украина является фактором стабильности для поставок газа из России и Центральной Азии в ЕС. 

ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?

Правда, нужно отметить, что эксперты из ЕС, которые были приглашены на мероприятие, не смогли высказать никаких конкретных предложений о том, как Европа может помочь Украине в реформах ГТС. Большинство их комментариев сводилось к тому, что нужно садиться за стол переговоров и начинать вести диалог. Причем от конкретных вопросов журналистов они отделывались общими фразами, показывая полную неготовность обсуждать этот вопрос. А может, у ЕС просто нет конкретной политики по трехстороннему сотрудничеству? 

Со своей стороны российские эксперты отстаивали идею создания совместного предприятия на базе «Нафтогаза» и «Газпрома». Главный смысл их аргументов заключается в том, что украинская труба - это часть ГТС бывшего СССР и составляет единое целое с российской системой добычи и транспортировки газа. При этом многие эксперты настаивали на том, что у нашей страны попросту нет альтернатив российскому газу.

- У Украины нет альтернативных источников поставки газа, - заявил российский эксперт, профессор РГУ нефти и газа им. Губкина Андрей Конопляник. - И я бы не рассчитывал на терминал сжиженного газа, о котором сейчас ведутся разговоры. Многие корабли для транспортировки СПГ попросту не смогут пройти Босфор, а значит, не попадут в Украину.

Однако на этот раз позиции россиян относительно создания СП были подкреплены недавно достигнутыми договоренностями «Газпрома» и «Нафтогаза». Украинский министр топлива и энергетики подтвердил, что наши страны заключают взаимовыгодные соглашения - компании «Нафтогаз України» и «Газпром» подписали дополнение к контракту о транзите газа, в котором согласовали ежегодные поставки через украинскую территорию 112 млрд куб. м газа в течение пяти лет. 

- Я очень благодарен нашим российским партнерам, что мы получили какую-то определенность в объемах транзита на пять лет, - подчеркнул глава Минтопэнерго. - В среднесрочной перспективе эти вопросы решены, но проблема долгосрочных гарантий остается.

В этих условиях аргументы России, усиленные конкретными шагами навстречу Украине, выглядят предпочтительнее позиции Европы, которая предпочитает выжидать, чем закончатся переговоры Украины с Россией, одновременно вкладывая средства в строительство трубопроводов в обход украинской территории.

КОМПЕТЕНТНО

«Не нужно бояться обходных трубопроводов»

- Украине не стоит опасаться трубопроводов «Северный» и «Южный» потоки, - рассказала глава Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований Российской академии наук Татьяна Митрова. - Этот газ идет на те рынки, куда не доходит газ из украинской ГТС. Более того, практически весь газ, который пойдет через «Северный поток», уже законтрактован на годы вперед. Поставки же «Южного потока» предназначены для стран юга Европы. Поэтому я бы на вашем месте не опасалась труб в обход. Они не уменьшат поставки через Украину.

Значительно большая опасность для вашей страны - это старение ГТС. За последние десятилетия в нее практически ничего не вкладывали. Вместо 180 миллиардов кубов в год она на сегодня может пропускать не более 120 миллиардов кубов. И «Газпром» заинтересован в том, чтобы модернизировать ее. Но для этого нужно создать совместное предприятие.

С украинской трубой давно пора что-то делать - то, что она нуждается в модернизации, не скрывают ни чиновники, ни эксперты.