Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Арону Майбергу собираются подарить «МАУ»

Арону Майбергу собираются подарить «МАУ»
Фото: «Международные авиалинии Украины» - одна из самых прибыльных компаний страны.

ПОЧЕМУ АЛЕКСАНДР РЯБЧЕНКО ИЗМЕНИЛ СВОЕ РЕШЕНИЕ?

В последние годы невозможно отделаться от ощущения, что должность председателя Фонда госимущества Украины (ФГИУ) словно сглазили. Кто бы ни занял  этот пост (вне зависимости от возраста, пола, образования и опыта работы), очень скоро он начинает принимать весьма странные и нелогичные решения - явно не на пользу государству. Может, священника пригласить в дом по ул. Кутузова, 18/9, чтобы он бесов изгнал из главного органа, отвечающего за приватизацию в стране?

Много надежд на изменения к лучшему связывались с нынешним руководителем ФГИУ Александром Рябченко. Но он, судя по всему, исключением не станет.

В начале ноября ФГИУ принял решение о продаже до конца года 61,58% принадлежащих государству акций крупнейшего отечественного авиаперевозчика - компании «Международные авиалинии Украины» («МАУ»). Безусловно, приватизация необходима, так как она позволила бы привлечь частные инвестиции. Однако есть одно существенное «но»: продажа госпакета «МАУ» организована под конкретного, заранее определенного человека.

Накануне приказа о приватизации авиакомпания перерегистрировалась из закрытого акционерного общества в частное акционерное общество (такое требование содержится в Законе Украины «Об акционерных обществах»). И в новом уставе «МАУ» возник пункт о том, что преимущественное право на выкуп акций авиакомпании имеют ее акционеры. Отметим важный момент: государство в лице ФГИУ имело и возможность, и право не вносить данный пункт в устав, но не сделало этого. Таким образом, конкурса, на котором в открытой, честной, равной борьбе победил бы тот, кто предложит наибольшую сумму и лучшие условия развития, не будет.

К слову, еще в мае Александр Рябченко заявлял обратное:

- ФГИУ не планирует продавать госпакет акций авиакомпании «МАУ», так как оно является закрытым акционерным обществом, и в случае выставления на продажу госпакета акций этой компании первоочередное право на их покупку будут иметь ее акционеры. А это невыгодно государству, поскольку стоимость этого госпакета в случае открытых продаж будет значительно выше.

Отчего же мнение свое поменял? Может, получил предложение, от которого нельзя отказаться? Тогда от кого? 

«РАЗВЕ ЭТО НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ?»

Небольшая справка. До начала лета 2010 года акционерами «МАУ», кроме самого Фонда госимущества, были австрийская авиакомпания Austrian Airlines (22,52%), Европейский банк реконструкции и развития (9,93%), фирма C.I.P. - Capital Investment Project (5,97%).

Затем австрийцы продали свою долю компании C.I.P., а ЕБРР заявил, что не будет принимать участия в приватизации «МАУ». Таким образом, решение ФГИУ предоставить преимущество при приватизации акционерам зацикливается именно на этой компании. А владеет ею гражданин Израиля Арон Майберг, известный прежде всего тем, что до недавнего времени «рулил» «АэроСвитом» (возглавлял наблюдательный совет, дважды занимал пост гендиректора).

Результаты «руления» «Аэросвитом» широко обсуждали в 2009 году: финансовое состояние компании ухудшилось, появились огромные долги, большинство решений, призванных снизить затраты, привели к обратному результату. В среде отечественных профессионалов авиабизнеса придерживаются мнения, что А. Майберг заранее решил сменить одну авиакомпанию на другую, поэтому и пытался искусственно осложнить положение «АэроСвита», чтобы в будущем у «МАУ» не было достойного конкурента. «Аэросвит» как лидер украинского рынка авиаперевозок сдал свои прежние позиции, а на первые роли вышли как раз «МАУ».

В этом свете особенно странным кажется намерение ФГИУ отдать преуспевающую компанию в руки человека, который привел чуть ли не к краху аналогичную. Что здесь, как не личный интерес председателя фонда?

Отдельный вопрос - цена пакета акций.

Их номинальная стоимость - всего около 8 миллионов долларов. ФГИУ пообещал провести инвентаризацию имущества авиакомпании и оценить госдолю в ней. Но вряд ли кто-нибудь сомневается, что (как это было уже не раз) оценщика выберут своего, и заключение он даст именно то, которое нужно Александру Рябченко и Арону Майбергу.

А ведь если бы продажа госпакета акций «МАУ» проходила на открытом конкурсе, он привлек бы большое количество серьезных инвесторов, в том числе крупных западных авиакомпаний. Закрытая же продажа, вернее, передача акций «МАУ» Майбергу денег в казну не принесет. И это при том, что ФГИУ не выполняет план поступлений от приватизации (0,52 миллиарда против запланированных 6,35 за 10 месяцев 2010 года).

И вот еще что. «МАУ» - единственная авиакомпания Украины, которая всегда приносила прибыль, даже в кризис. Разве не преступление проводить ее приватизацию непрозрачно, в убыток и государству, и самой компании? И кто будет за это отвечать?