Загрузить еще

Метро, которое мы не увидим

Метро, которое мы не увидим
Фото: Станция «Крещатик».

История создания метро в Киеве берет свое начало еще в 1916 году. Именно тогда Русско-американская компания сделала попытку построить подземку, но городские власти не дали на это разрешения. Далее подобной идеей в 1918 году загорелся главнокомандующий войсками украинской Центральной Рады гетман Скоропадский, однако и его задумке не суждено было сбыться. И лишь в 1936 году столичные чиновники рассмотрели первый проект будущего Киевского метрополитена.

«СОРОКОНОЖКИ» И КУКУРУЗА

В 1938 году строители начали прорывать под Киевом туннели, но пришлось остановиться - началась Великая Отечественная война. Работы возобновили в 1949 году.

6 ноября 1960 года заработал первый участок Святошинско-Броварской линии протяженностью 5,2 км - от станции «Вокзальная» до станции «Днепр». А в 1976 году уже вовсю курсировали поезда на Куреневско-Красноармейской линии. Через 13 лет строители сдали и Сырецко-Печерскую ветку.

Архитекторы рассказывают, что станции строились на скорую руку. По распоряжению первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева метро надо было сдать быстро, и все составляющие монументального стиля, в котором планировали построить станции еще при Сталине, пришлось из проектов убирать, максимально упростив строительство. 

- В Москве посчитали, что для станций мелкого заложения будет достаточно одного общего проекта, - рассказал «КП» сотрудник института «Укрметротуннельпроект»­ архитектор Дмитрий Ермак. - Такие станции условно назывались «сороконожками» - из-за колонн, которые располагались на платформе по обе стороны холла. Архитекторы даже шутили, что при проектировании новой станции они лишь тем и занимались, что подбирали да меняли цвет плитки. 

Кстати, на стенах станции «Крещатик» и сейчас можно увидеть такую любимую Никитой Сергеевичем кукурузу. В те времена все пытались угодить высшему партийному руководству. Например, станция «Университет» (по проекту 1951 года) и вовсе должна была стать символом сталинизма. В холле возле колонн планировали установить статуи рабочих и крестьян в полный рост, а в конце зала поставить большую бронзовую фигуру Иосифа Виссарионовича. Но уже при Хрущеве, естественно, все решили переделать. Изначально архитекторы пытались серьезно упростить вид станции, но потом передумали и ограничились лишь небольшими правками, заменив большие статуи на бюсты, а вместо Сталина поставили Ленина. Впрочем, и фигуру вождя мирового пролетариата убрали в 1991 году.

 
Початки кукурузы - привет от почитателей Никиты Сергеевича.

А вот станцию «Политехнический институт» упростили донельзя. В 50-х предполагалось, что колонны и стены украсят орнаментами, а на потолке будут красоваться медальоны с изображениями работников разных профессий и красивые большие люстры. Но в итоге мы получили ничем не примечательную станцию. 

Коснулись изменения и тех станций, которые проектировались уже в 70-80-х годах. Так, на станции «Лыбидская», которая раньше носила название «Дзержинская», по проекту арки должны были быть выложены красной плиткой. А в конце холла планировали разместить небольшую нишу, где хотели поставить большую красную звезду. Однако красную плитку поменяли на серую, а нишу и вовсе закрыли.

На «Лыбидской» планировали поставить большую красную звезду.

Звезда стала маленькой, а нишу закрыли.

ДО 2015 ГОДА ОБЕЩАЮТ ЕЩЕ 13 СТАНЦИЙ

Естественно, на этом история Киевского метрополитена не заканчивается. 

В этом году планируется открыть три новые станции - «Васильковскую», «Голосеевскую» и «Демиевскую» на Куреневско-Красноармейской линии. Кстати, особенность станции «Голосеевская» в том, что из-за рельефа и плохих геологических условий она будет ниже других. Именно для этого над каждой из круглых колонн на перроне установят специальные светильники, которые визуально создадут эффект «высоких потолков».

По заверениям городских властей, до 2015 года киевляне получат 13 новых станций метро. Строительные работы обещают начать уже в следующем году.

Сначала возьмутся за сооружение Левобережной линии на Троещину. Первая на очереди - станция «Проспект Ватутина», за ней - «Каштановая», «Драйзера», «Сабурова», «Цветаевой», «Радужная», «Милославская».

Параллельно будут вести работы на Подольско-Выгуровской линии. Тут через 5 лет обещают ввести в строй станции «Глубочицкая», «Подольская», «Судостроительная», «Трухановская», «Затока Десенка» и «Радужная».

А вот участок от «Проспекта Ватутина» до «Броварского проспекта» планируют сдать в 2020 году. Здесь построят три станции: «Огородная», «Днепровская» и «Броварской проспект». 

Станцию «Университет» должны были украшать монументальные скульптуры.

В итоге ограничились бюстами.

Фото автора и Артема ПАСТУХА.

СПРАВКА «КП»

* На сегодняшний день Киевский метрополитен состоит из 46 станций. 

* В день его услугами пользуются 1 млн 700 тысяч человек. 

* Пассажиров обслуживают 115 эскалаторов, которые установлены на 24 станциях. 

* Линии столичного метрополитена пересекают 10 районов города, их общая протяженность  - 59,7 км. 

* Самый длинный перегон - «Выдубичи» - «Славутич», расстояние - 3046 м. Самый короткий - «Театральная» - «Крещатик», расстояние - 766 м. 

* Станция «Арсенальная» считается одной из самых глубоких в мире - 105,5 м.

* Самый длинный эскалатор в Киеве установлен на ст. метро «Крещатик». Он состоит из двух частей: 65 и 28 метров.