Загрузить еще

Владимир СОЛЯНИК: Когда выйдет закон, которым будет запрещаться петь под фонограмму, 90% эстрады исчезнет.

Владимир СОЛЯНИК: Когда выйдет закон, которым будет запрещаться петь под фонограмму, 90% эстрады исчезнет.

Не ты выбираешь инструмент, а инструмент выбирает тебя!

- Владимир Иванович, где научились играть на пианино? По какому классу у вас образование?

- В детстве родители почему-то отдали меня обучаться игре на скрипке. Потом я переехал в Киев. Там увлекся джазом. В десятилетнем возрасте создал свой ансамбль, который занял первое место среди школ. Потом поступил в педагогический институт, а за ним в консерваторию. После этого и начались поездки за границу с мастер-классами, и в то же время сам учился у других музыкантов. Самое главное - это общение между музыкантами, каждый друг другу что-то рассказывает новое, тем самым и учит новым стилям и так далее.

- Почему вам так и не удалось стать дирижером оркестров и хоров, ведь вы получили первое образование именно по этому классу?

 - Сказать, что я не практикуюсь в этом направлении, не могу. Когда снимают кино и приглашают меня писать музыку, приходится и руководить оркестром в качестве дирижера. Дело в том, что не ты выбираешь инструмент, а инструмент выбирает тебя. Я начинал со скрипки, а фортепьяно пошло само собой.

 - Откуда черпаете вдохновение?

 - Бывают совершенно разные ассоциации. Слушаешь концерт симфонической музыки, настроение начинает подниматься, хочется что-нибудь сотворить. Из каждой вещи разная энергетика, из прочитанной книги, просмотренного фильма, камня, неважно, главное иметь положительные эмоции.

 

 


 

- Как часто выступаете в Крыму?

 - Честно говоря, это мой первый концерт в Симферополе. В Севастополе был, но очень давно. Здесь задержимся не надолго - вечером уезжаем в Днепропетровск. Цель нашей поездки - объединить всех джазовых музыкантов Украины хотя бы в хороший, добрый коллектив. За границей в каждом маленьком городе есть джаз-клуб. Туда ходят люди, собираются музыканты и просто отдыхают, общаются, импровизируют. У нас, к сожалению, эта культура не развита, но мы стремимся ее воскресить.

 - В какой стране публика более гостепреимна?

 - В разных странах культура джаза по-разному развита. В принципе, куда бы мы ни приезжали, везде нас встречали очень хорошо. В Англии мне очень понравилось, в Америке. Джаз - это международная музыка, которая включает в себя много разных стилей музыки, и, естественно, аудитория всегда разная. Однажды мы с Энвером Измайловым добрались до Норвегии. В прошлом году они нас приглашали, и мы были первыми музыкантами, кого пригласили из Украины. Норвегия - это вообще отдельная история.

 - Здравствуйте, Владимир, меня зовут Сергей, я из Симферополя. Скажите, пожалуйста, какой алкогольный напиток ваш самый любимый, употребляете ли вы спиртное перед концертом? Джаз - это музыка интеллигенции, почему на джазовых фестивалях Коктебеля отсутствует умеренное употребление спиртного и кто за это отвечает?

 - Многие приходят на джаз, думают что там можно развлечься, попить спиртного. Это, конечно, не плохо, хотя к музыке не имеет никакого отношения. Что касается меня, то перед концертом могу себе позволить выпить пятьдесят граммов виски для куража, но не более. Музыкант, который много выпил, - это не музыкант, он не контролирует себя и часто допускает ошибки. Из любимых напитков у меня раньше был виски, теперь мне сказали, что нужно пить красное вино.

 - А с кем из зарубежных исполнителей вам бы хотелось посидеть в компании, выпить, поговорить?

 - С любым интересным человеком, не обязательно он должен быть музыкантом.

 - Какие истории можете рассказать, связанные с гастролями по всему миру, в частности с такими мэтрами мирового джаза, как Херби Хэнкок, Майк Стерн, Джон Ви.

 - Историй очень много - все рассказать времени не хватит, но они происходят чаще всего после концерта. Как-то после выступления с Хэрби Хэнкоком мы сыграли вместе два такта, и я спрашиваю у него: «Теперь я могу всем говорить, что я с вами играл?», он отвечает: «Конечно, можешь». Все тогда рассмеялись.

 - Можно ли стать вашим учеником по игре на пианино?

 - Я преподаю в институте Глиэра, мы даем высшее образование. К нам приезжают из разных городов, поток студентов хороший, нехватки нет. Я преподаю фортепьяно один на один и преподаю ансамбль.

 - Какие сюрпризы готовите поклонникам джаза в 2011 году?

 - Сейчас у нас намечается совместный проект вместе с Ками Мэрилен – проект, основанный на этнической музыке, африканской, всех направлений. Есть еще один проект, который будет засвечен, скорее всего, в Коктебеле - это сотрудничество с крымскими музыкантами. Все же джаз - это образ жизни, и мы своими силами будем его преподносить публике как можно больше и качественнее.

 - Новый джаз-фест в 2011 году будет строго придерживаться джазового стиля или появятся другие музыкальные жанры?

- Сам джаз имеет множество стилей - авангард, этно-джаз, фьюжн, мейнстрим, блюз, нью-эйдж и другие. Однако на фестивалях часто бывают гости, и не всегда это джазовые музыканты. Например, в прошлом году из Москвы приехал Алексей Архиповский - он играет на балалайке, необыкновенно интересный человек, сентиментальный и обаятельный. Так вот Архиповский играет все - свою музыку, русскую народную, джаз, и притом эта музыка очень глубокая. Пусть играет, раз публике это нравится. У нас нет музыкальной цензуры. То же самое по поводу Нино Катамадзе. Многие спорят по поводу - джазовая она певица или нет. Но она популярна и любима публикой, поэтому ее приезд был настоящим событием и даже «изюминкой» прошлогоднего фестиваля.

 - Какой у вас дома рояль или фортепьяно?

 - Свой рояль я купил очень давно - это было в Германии, хороший, качественный инструмент. Тогда в Украине таких еще не было. В министерстве культуры замечательный человек за взятку мне его и «подсуетил». Живой рояль никто никогда ничем не заменит. Даже в Киеве мало хороших инструментов.

 - Что вы указываете в техническом рейдере, когда приезжаете на гастроли?

 - Мы не сильно избалованные музыканты - сказать, что мы заказываем что-то особенное, не могу. Относимся к этому более демократично. К нам приезжал человек, который попросил, чтобы у него в холодильнике стояло пятнадцать видов минералки, за время пребывания выпил всего две, бывает и такое.

 - Сколько дней в году вы тратите на гастроли?

 - Я много преподаю, езжу с гастролями и мастер-классами по всему миру, так что дома бываю не часто.

 

 


 

 - Не хотели бы вы создать программу отбора талантов наподобие шоу «Х-фактор», с последующими гастролями по Украине и за рубежом?

 - Я не верю во все эти передачи. В постсоветском пространстве наблюдается такой феномен, как шоу-бизнес наоборот. Думаю, из такого проекта ничего не получится.

 - Антонина, Симферополь. Можете сказать, какой самый большой гонорар вы получили за выступление и где?

 - Прошу прощения, но есть информация, которая не разглашается. Это коммерческая тайна, но раньше получал большие гонорары. Могу ответить так: всякие «фанерные» певцы, которые сейчас выступают на нашей эстраде, а это более 90% - получают намного больше. Повалий, Поплавский и так далее - их вообще нельзя назвать музыкантами. Таких нужно посадить на остров и пусть выступают сами для себя.

- По каким критериям вы отбираете участников фестиваля, как можно выступить на нем?

 - Критерии разные. Смотрим много пунктов и известность, и стилистику, и страну, из которой едет участник. Из Америки, например, просится много исполнителей, но мы не можем потянуть их в коммерческом плане: просят большие гонорары. Но очень приятно, что с каждым годом желающих все больше и больше.

- Правду говорят, что многие, кто приезжает выступать на фестиваль «Джаз Коктебель», не получают гонораров?

 - Это все по договоренности. «Джаз Коктебель» - уже достаточно раскрученный фестиваль, и есть определенная группа молодых музыкантов, которым мы даем возможность выступить, показать свои возможности. Естественно, за выступление мы им не платим.

 - Здравствуйте, меня зовут Александра, я из Симферополя. У меня к вам такой вопрос. Верите ли вы в гороскоп, ходите ли к гадалке или провидице – вообще, вы суеверный человек?

 - Суеверие, как мне кажется, это от дьявола. Я в это абсолютно не верю. Меня как-то научил один человек - кстати, он из крымских татар. Так вот он говорил, что чаще всего суеверие имеет бытовую основу, а гороскоп - это чаще всего для девочек. А момент веры у каждого свой - я не лезу в эти дела.

 - Владимир, здравствуйте! Меня зовут Максим, я из Симферополя. Скажите вы с Денисом Мацуевым знакомы? Как вы думаете - это коммерческий проект или он все же конъюнтурщик?

 - Он талантливый музыкант, но в джазе ему делать нечего. Его стиль нельзя назвать джазом, хотя играет он великолепно. Как сказал великий джазовый музыкант Чик Кория: «Джаз - это немного глубже».

- Может, славянам нужно играть на балалайках или на баянах?

 - Истоки нашей народной музыки чем-то схожи с джазом. Каждый человек имеет право заниматься тем, что ему нравится, к чему у него есть талант - неважно, кто ты по национальности.

 - Кто из украинских политиков благоволит и понимает джаз, приглашает вас выступать?

 - Музыканты, они трезво смотрят на эти вещи. По натуре мы не можем продаваться и говорить неправду, что делают наши политики. Депутатов порядочных очень мало, но мне приходилось таких встречать. Могу несколько выделить: это Анатолий Кинах (бывший премьер-министр Украины), он очень любит джаз и с удовольствием нас слушал, Инна Богословская (бывший заместитель министра юстиции Украины), Виктор Пинчук (народный депутат Украины).

 

 


 

 - Какое место занимает любовь в вашей жизни?

 - Любовь - это вообще ядерный реактор нашей жизни. Это маленький ядерный реактор, который находится в сердце и который потом наполняет нас энергией. Если у человека нет такого реактора, то он быстро гаснет. Такой человек неэффективный, его никто не любит, и он сам никого не любит. Это печально. Любовь - это опорная точка в нашей жизни. Бытует мнение, что любовь спонтанна, но, с другой стороны, любви и доверию тоже нужно учиться.

 

Из досье «КП»

Владимир Иванович Соляник

Родился 6 августа 1950 года в городе Умань Киевской области.

В возрасте десяти лет переехал жить в Киев. Обучался игре на фортепиано и скрипке. В 15 лет собрал свой первый джаз-бенд при киевской общеобразовательной школе № 82. В 10-м классе его взяли в профессиональный ансамбль. После школы В. Соляник поступил и успешно окончил дирижерское отделение музыкального факультета пединститута и самым главным своим учителем считает Виктора Михайловича Иконника - украинского композитора и дирижера.

 В 1987 году в Америке записал свой первый диск «Музыка заставляет снег таять».

 Творческая биография артиста насчитывает огромное количество авторских концертов, гастролей практически по всему миру, участие в ведущих джазовых фестивалях и 12 выпущенных дисков. 24 года преподает в Киевском институте музыки им. Глиэра и возглавляет Международный продюсерский центр Владимира Соляника.

Прямую линию подготовил и провел Артем ПАНАРИН

ФОТО Сергея ТАРАДАЕВА