"ПОПАЛ В ЯМУ? САМ ВИНОВАТ!"
Сошел снег, а с ним и асфальт на дорогах. Ежедневно в воронки на трассах влетают сотни автомобилей. Скрипя зубами, автолюбители вынуждены выстраиваться в очереди на станции техобслуживания, чтобы за свои кровные оплатить ремонт машины. Выбивать деньги с коммунальщиков решаются не многие.
- На днях влетел в яму на Борщаговке, потратил на ремонт диска двести гривен. Но разве за такой ущерб нужно судиться? - удивился мой знакомый автолюбитель Олег Кикоть. - Да и суд мало что даст. Хотя полгода назад товарищ выиграл суд у Киевавтодора, но свои три тысячи гривен до сих пор получить не может, коммунальщики ему так и говорят: денег нет!
В Киевавтодоре (коммунальное предприятие, занимающееся ремонтом дорог) спокойны.
- Судебных исков в этом году не было, - сказал нам гендиректор компании Георгий Глинский. При этом чиновник признал, что 80 процентов столичных дорог нуждаются в капитальном ремонте из-за того, что срок их эксплуатации превышен в несколько раз. А в том, что водители бьют свои авто, попадая в ямы, виноваты… сами автовладельцы, считает руководитель Киевавтодора.
- В Правилах дорожного движения сказано, что водитель должен выбрать безопасную скорость движения, для того чтобы не создавать аварийную обстановку. Там, где есть ямы, нельзя летать со скоростью 80 км/час.
- А разве водитель знает, что на участке дороги есть ямы? - спрашиваем мы. - Вдруг из Европы кто-то приехал - они привыкли к другим дорогам.
- Нужно соблюдать скоростной режим, тогда ямы не будут внезапно появляться перед машиной, - твердит чиновник.
СТО ПОДНИМАЮТ ЦЕНЫ
Ситуацией на дорогах воспользовались СТО - многие поднимают цены.
- У нас сейчас можно видеть целые очереди из клиентов, - рассказал Александр Пивовар, сотрудник СТО на Троещине. - Только в последние недели их число выросло на треть, и, думаю, это не предел.
- Не успеваем оформлять заказы, - признался шиномонтажник из Дарницы Сергей. - Начальство уже и цены подняло на 25 процентов, но от посетителей все равно отбоя нет!
Означает ли ситуация с ямами на дорогах то, что автолюбители ведут себя инертно и не пытаются добиваться возмещения убытков из-за ям? Нет!
- У меня был случай, когда я влетел автомобилем в открытый люк. Ремонт потянул на двадцать тысяч гривен, однако с помощью адвокатов удалось взыскать с Киевавтодора полную стоимость ремонта, - рассказал нам 38-летний киевлянин Игорь Блажко.
- Из-за прорыва канализации и ямы на дороге мой клиент врезался в стоявшую на обочине машину. Нам удалось отсудить у Киевавтодора и Киевводоканала полную стоимость ущерба, - рассказал нам столичный адвокат Иван Диденко.
КАК ВЫБИТЬ КОМПЕНСАЦИЮ
- Необходимо зафиксировать - сфотографировать - место аварии с привязкой к местности. Ищите свидетелей происшествия, проследите, чтобы сотрудники ГАИ при составлении схемы ДТП обязательно указали размер выбоины, - говорит адвокат Андрей Верба. - Вызывайте страховую компанию, а также независимого эксперта для оценки ущерба (надо, чтобы эксперт был аварийным комиссаром, который смог бы установить причинно-следственную связь ДТП в результате повреждения дорожного покрытия).
Бывают случаи, когда страховая по тем или иным причинам отказывается выплачивать деньги на ремонт авто, в таком случае собранные вами доказательства вам помогут.
Однако нужно помнить, что страховка будет выплачена, если авто было застраховано (например, КАСКО). Но что делать водителю, у которого всего лишь автогражданка? В этом случае придется самостоятельно добиваться возмещения. Юристы говорят, что это сложно, но возможно.
А КАК У НИХ?
Гарантия на ремонт
В Германии за качество дорог отвечает фирма, которая ее прокладывала или ремонтировала. На трассу дают гарантию минимум на пять лет. Если на дороге появляются ямы или трещины, то эта фирма за свой счет занимается ремонтом. У нас же только зарождается такая практика, да и то гарантию некоторые компании дают всего до 3 лет. Возможно, именно гарантия заставила бы собственника дороги контролировать ее состояние.
В ТЕМУ
Четыре причины дорожных ям
Дмитрий ДЕРИЙ
Чтобы разобраться, почему каждую весну асфальт на транспортных магистралях сходит вместе со снегом, мы обратились в Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. Шульгина. Оказалось, что факторов, влияющих на качество дорог, несколько.
1. Нагрузка выше нормы
Во времена Советского Союза проектировщики не могли предположить, что нагрузка на дороги увеличится в десятки раз. Из-за этого дороги быстрее изнашиваются.
2. Плохое качество битума
На нефтеперерабатывающих заводах иногда экономят на качестве клейкого вещества: не выдерживаются технологические, в том числе температурные режимы производства. Формально битум стандартам соответствует, но по качеству он не самый лучший.
3. Неразбериха в работе дорожных служб
Часто деньги поступают на счет дорожных служб не в начале весны, когда самое время закупать материалы, а в конце лета. В результате приходится класть асфальт с нарушением технологии. Например, под дождем или при температуре около нуля.
4. Климат
Летом асфальт нагревается, размягчается и прогибается, образуя колею. Зимой, особенно во время перехода температуры через ноль градусов по Цельсию, вода проникает в асфальт и "разрывает" его изнутри - образуются трещины, что в свою очередь проводит к ямам и выбоинам.
Только вот в той же Европе много стран, где климат покруче нашего, а дороги у них в порядке.