21 декабря
Загрузить еще

Почему скорая помощь не спешит

Почему скорая помощь не спешит
Фото: На переломы скорая должна приезжать в экстренном порядке, а если, например, у вас высокая температура, то придется подождать. Фото: Максим ЛЮКОВ.

В среду, прямо в центре города возле метро "Печерская", на глазах десятков людей упала пожилая женщина. Пенсионерка кричала и плакала, прося о помощи. Прохожие тут же позвонили в "103".

- Она поскользнулась на ступеньках и сломала ногу, - рассказывает очевидец Сергей Еременко. - Мы помогли ей подняться и вызвали скорую. Я решил дождаться приезда врачей. Через 10 минут приехала милиция, а вот медиков не было. Все это время женщина мучилась от боли, то и дело вытирая слезы. Не дождавшись скорой, я уехал через 35 минут - очень спешил. Оставшиеся с пострадавшей люди позже сказали, что врачи появились на месте через 40 минут после вызова…

Ничего удивительного в этом событии нет, считают сами медики. 

- Те, кто придумал закон, переложили всю ответственность на бригады скорой помощи. Скорая приехать может и быстрее. Все зависит от загруженности дорог, - говорит бывший замначальника столичного управления здравоохранения, а ныне президент федерации "Содействие охраны здоровья Украины" Владимир Загородний. - При киевских заторах и "вежливых" водителях успеть к пациенту за десять минут практически нереально. Поэтому регламентировать подобные вещи законом очень опасно.

- Когда устанавливали норматив, кто-нибудь обратил внимание на изношенный медицинский автотранспорт, пробки, нечитабельность табличек нумерации домов, названий улиц или полное их отсутствие?! - говорит Максим Ионов, врач Киевской станции скорой медицинской помощи. - У нас не приводят в порядок подъездные пути, заезды в приемные отделения больниц. Норматив неисполним! Я думаю, как минимум в 40% случаев вовремя бригада приехать не сможет.

Из других новшеств закона, которые могут повлиять на качество медпомощи, можно выделить разделение вызовов на экстренные и неэкстренные. С одной стороны, это неплохо. Бригада не поедет измерять давление к бабушке, если где-то будет человек, допустим, с сердечным приступом или попавший в ДТП. Но сможет ли диспетчер по звонку понять, кому в данный момент помощь важнее?

- Часто бывает, что из 10 вызовов скорой только один обоснованный! Но даже этот факт не дает права диспетчеру определять степень экстренности того или иного вызова, - считает фельдшер скорой Виталий Белоус. - Заключение об экстренности реально сделать только постфактум. Сейчас целесообразнее решить ключевые вопросы - например, почему поступает такое количество необоснованных вызовов, почему люди недовольны работой поликлиник, почему не хватает врачей. Вот первоочередные вопросы, не решив которые, невозможно улучшить качество медпомощи.

Почему же, не создав условий для оперативной работы экстренной медпомощи, чиновники требуют от врачей исполнения нормативов? Вопрос риторический. В реформаторском рвении власти стремятся сделать все как можно быстрее, не вдаваясь в детали. Ведь ремонт дорог, борьба с пробками, наведение порядка в нумерации домов и названиях улиц - это очень хлопотно, дорого и долго. И если начать с главного, то реализацию медреформы надо отложить на неопределенный срок. На это никто не пойдет. Но что же делать людям? Отстаивать свои права, говорят юристы. 

- Сколько можно входить в чье-то положение? Надо требовать от скорой приезжать по закону за 10 минут, а от властей - чтобы они создали условия для оперативной работы службы, отремонтировали дороги, привели город в порядок, - отмечает Виктор Сердюк, глава Всеукраинского совета по защите прав пациентов. - Все решаемо. Только чиновники ничего не делают, потому что мы от них этого не требуем. Совет только один: постоянно жалуйтесь в мэрию (15-51), пишите обращения в прокуратуру, подавайте иски в суд. Если жалоб будет много, все увидят, что закон абсурдный, и будут думать, как его изменить. 

Если милицию в киевских пробках еще пропускают, то скорая, как правило, ползет в тянучке вместе со всеми. Фото: neboley.zp.ua

КСТАТИ

Все поступающие в скорую звонки фиксируются, отмечается время звонка, выезда бригады, жалобы звонившего. Поэтому если вам медпомощь своевременно не оказали, жалуйтесь. Звоните на телефон горячей линии КГГА 15-51. А еще вы можете писать письма в горадминистрацию и Минздрав. 

ОФИЦИАЛЬНО

За все ответит глава госадминистрации 

Николай ХОБЗЕЙ, директор департамента реформ и развития медицинской помощи Мин­здрава:

- Главное изменение состоит в том, что теперь в области за экстренную медпомощь отвечает губернатор, в Киеве - глава горадминистрации (Александр Попов. - Ред.). Все силы сконцентрированы в одних руках, создается единая диспетчерская служба, которой подчинены все бригады. Так не будет распыления сил, работа станет более оперативной. За счет этого и устанавливается стандарт доезда: до 10 минут в городе и до 20 - в селе, если вызов экстренный. Хотя мы понимаем, что на ситуацию будут влиять и состояние дорог, и их загрузка. Но это не вина врачей. Мы надеемся, что если за все будет отвечать губернатор, то он будет заинтересован так организовать экстренную медпомощь в своем регионе, чтобы скорая смогла приезжать к пациентам в нормативные сроки. 

НА ЗАМЕТКУ

На какие случаи теперь делятся звонки на "103"

Экстренные

  • травмы: переломы, вывихи, ожоги, тяжелые ушибы, травмы головы, в том числе травмы, полученные во время чрезвычайных ситуаций (ДТП, стихийное бедствие и т.д.);
  • переохлаждение;
  • потеря сознания, судороги, внезапное нарушение дыхания;
  • боль в области сердца;
  • рвота с кровью, острая боль в брюшной области;
  • внешнее кровотечение; 
  • симптомы острых инфекционных заболеваний, 
  • острые психические расстройства, которые угрожают жизни и здоровью пациента или окружающих;
  • удар электрическим током;
  • отравление;
  • нарушение течения беременности (преждевременные роды, кровотечение и другие состояния).

 

По нормативу, машина в таком случае должна прибыть в течение 10 минут. Допускается отклонение от него в случае сложных погодных условий и проблем на дорогах не более чем на 10 минут. 

Неэкстренные 

  • обострение хронических заболеваний, если пациент наблюдается у семейного врача (гипертония, язва, хроническое воспаление печени, желчного пузыря, кишечника, болезни почек или суставов);
  • головная боль, головокружение, слабость;
  • боль в пояснице, суставах;
  • повышение артериального давления;
  • высокая температура с кашлем, насморком, болью в горле;
  • боли у онкологических больных;
  • алкогольный, наркотический, токсический абстинентные синдромы ("ломка", "похмелье").

В таких ситуациях машина может не торопиться. Если же нет свободных бригад, вызов могут перенаправить в неотложку или дежурную профильную больницу.