В Украине и США уже прошли закрытые показы рабочей версии фильма «Буча». Премьера запланирована на осень 2024 года. Сценарист Александр Щур рассказал Коротко про о процессе работы над фильмом, подборе актеров и отношению к критике.
- Фильм «Буча» еще до выхода в прокат вызвал волну критики в интернете. Говорят, после негативных отзывов его даже пришлось переснимать…
- Это абсолютная неправда - такого мы никогда не делали. Но да, кому-то не нравится наш фильм. Реализованы тот сценарий и монтаж, которые мы написали в самом начале, и единственное, что мы доделывали – это музыку и звук.
А перемонтировать и переснимать фильм – это стандартная голливудская практика. У них есть на это деньги. От 10% до 50% фильма могут переснять.
- А как вообще относитесь к критике вашей работы? Не обидно?
- Мы живем в свободной стране, и каждый может выражать свое мнение. Если кому-то не нравится, с этим нельзя поспорить, так как нет ни единого фильма в мире, который бы всем понравился. Но отзывы от зрителей в зале, которые смотрели рабочие материалы фильма – это не премьера, она будет на одном из кинофестивалей, - у нас хорошие. Вот сейчас «Оппенгеймер» собрал семь "Оскаров" и миллиард долларов, но я знаю десятки человек, которым он не понравился настолько, что они ушли с сеанса. Вообще никто не ожидал, что трехчасовой фильм, где вся лента – сплошные диалоги на сложные темы, произведет такой фурор.
Фильм «Буча» смотрели непосредственные очевидцы тех ужасов - в Украине на закрытые показы мы приглашали тех, кто стал прототипами героев фильма, чтобы услышать их мнение. Меня очень вдохновила благодарность женщины из Бучи. Достаточно благодарности одного такого человека, чтобы было понятно, для чего мы этот фильм делали. Она выехала в США с двумя детьми и была на просмотре там, а ее муж-парамедик погиб в Украине.
Также фильм видели известные волонтеры и фотографы, работавшие в Мариуполе в оккупации. Мы пригласили их, чтобы исключить ошибки в фильме – чтобы не повторилась та же ситуация, как с фильмом «Юрик», который возмутил мариупольцев. Кроме того, нас консультировало ГУР, так как в фильме идет речь и о работе разведки. Наш фильм смотрели много офицеров, в том числе и лично Буданов. Мы получили поддержку МИД, министра культуры с замами, Генштаба, Минобороны.
Фильм «Буча» - это культурное оружие. Он стоит - как 1/10 часть танка, но может помочь намного больше, если благодаря ему выделят деньги. Мы поехали в США именно с той миссией.
- Фильм сравнивают с документалкой Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе», получившей «Оскар», - не в пользу «Бучи». Не завидуете успеху «20 дней…»?
- Их сравнивать могут только те, кто посмотрел оба фильма, а таких единицы. Как я могу завидовать, я очень рад - это прекрасная победа украинской команды, и это тоже обратит внимание на Украину. И это героический поступок, что они вообще смогли это снять и вывезти эти материалы. Режиссер на церемонии вручения "Оскара" выразил мою же мысль – что лучше бы этого фильма не было. Лучше было бы снимать комедии, а не «Бучу», но, к сожалению, это пришлось сделать. Фильм «20 дней в Мариуполе» привлечет внимание и к нашему.
- В основном, вы работаете с комедиями. Почему решили взяться за такую тяжелую тему?
- Сценарист и продюсер Крейг Мейзин снял правдивую драму о Чернобыле, которая громко прошла во всем мире, хотя до этого писал сценарии для брутальных комедий, например «Очень страшное кино». Комедийный автор может писать драмы. Как украинец, я хотел сделать для своей страны то, что умею делать лучше всего – написать сценарий. И еще меня зацепила история волонтера Константина Гудаускаса, литовского еврея, гражданина Казахстана. Он мог уехать, но остался и вывозил людей. Эта история будет интересна не только в Украине, она станет мощным месседжем для тех стран на Западе, которые все еще сомневаются, надо ли помогать. Нельзя оставаться в стороне.
- А сам Константин смотрел?
- Конечно, он был и на съемках и показывал локации, где что происходило и как именно. Еще на этапе написания я встречался не только с ним, но и со всеми теми, кого он спасал, среди них – композитором Игорем Дмитриевичем Покладом и его женой Светланой, и со многими жителями Бучи. Игорь Дмитриевич похвалил музыку - от композитора-легенды, который написал более сотни опер и композиций, услышать это особенно приятно.
- Чем вас впечатлила личность Константина Гудаускаса?
- Это очень мягкий человек, при этом очень храбрый. Думаю, я бы побоялся проезжать столько раз блокпосты россиян. Я бы так сделал только со своей семьей, пожалуй. Риск быть убитым был очень большой… И вот эта его смелость и спасала. И я знаю это не только от него – россияне очень хорошо чувствуют страх. Больные садисты такое очень любят. А когда человек не боится, они этого не понимают и начинают отступать. Это мы также показали в фильме. Эта храбрость придавала уверенности и Константину на блокпостах, и тем, кого он вывозил.
- Среди актеров никто не отказывался играть, чтобы не пропускать через себя еще раз эту трагедию?
- Такое было, но это касалось не темы, а роли – многие не хотят играть россиян. Россиян у нас сыграли крутые актеры Вячеслав Довженко, Анатолий Смеян – им удалось сделать мощные образы и изобразить их не карикатурно, а правдиво. Главную роль сыграл поляк Цезарий Лукашевич. Всего у нас снялось 120 актеров плюс 800 актеров массовых сцен.
- Приходилось ли отказываться от каких-то сцен из-за чрезмерной жестокости или сглаживать их?
- Это то, почему много кто боится смотреть «Бучу», как и «20 дней в Мариуполе». Мы показываем трагедию через человеческую драму – в кадре нет брутальной жестокости, рек крови или изнасилований. Кроме того, чем кровавее кино, тем сильнее возрастные ограничения, соответственно, у фильма меньше шансов попасть на телевидение, дистрибуцию или стриминг. А мы хотим показать этот фильм широкой аудитории.
- А где вы сами были во время событий в Буче?
- Я живу немного восточнее Бучи, в Вышгороде. Утром 24 февраля видел геликоптеры, которые штурмовали Гостомель, – они пролетали над нами. Начало войны видел своими глазами. Вышгороду повезло, что он отделен рекой, и россиянам не удалось зайти.
- Если б на тот момент вы были в Буче, это бы помогло в написании сценария или, наоборот, помешало?
- Это такой ужас, что сложно предугадать, как бы это на меня повлияло. На мой взгляд, не обязательно был свидетелем. Стивен Спилберг не был в концлагере, а Джеймс Камерон не плыл на "Титанике", но это не помешало им снять великолепные фильмы об этом. Если изучается материал, для творческого человека этого достаточно.
- Насколько для вас психологически тяжело работать с такими темами, как Буча?
- Это довольно тяжело - сценарист должен все пропустить через себя. Когда выписываешь диалоги и понимаешь, что эти люди – настоящие, и они погибли, это очень больно. Были некоторые сцены, которые я по шесть-десять раз переписывал – и каждый раз плакал. Это человеческая трагедия. Для меня это тяжелый опыт. Но в жизни надо делать и такие вещи, нельзя все время пребывать только в позитивной тематике. Эмоции должны быть разными. Главное, что все эти мои моральные страдания – это ничто по сравнению с тем, что пережили эти люди или что переживают физически и морально наши парни на фронте. В такие моменты понимаешь, что твои моральные страдания или недосып - это все ерунда, и надо собираться и идти дальше.
- Сколько версий сценария пришлось написать?
- Первый драфт (версия. – Авт.) писался полгода, еще три-четыре месяца улучшался. У сценаристов есть такое выражение: «Сценарий нельзя перестать писать, его можно бросить». Можно бесконечно что-то улучшать, и вы не закончите его никогда. Это касается любого сценария к любому фильму.
- Существуют какие-то правила, гарантирующие создание качественного сценария?
- Я люблю, когда есть история изменения человека – так называемая «арка персонажа». В начале это один человек, а в конце - совершенно другой. Это интересно наблюдать. И очень интересно, если в фильме заложен второй слой - когда зритель видит не только то, что лежит снаружи, но и присутствует еще какой-то метафорический смысл.
- Кого вы сами считаете лучшим сценаристом? Кто на вас оказал наибольшее влияние?
- Тяжело сказать… У нас обычно знаменитыми становятся режиссеры или продюсеры, а сценаристов мало кто знает. Разве что таких, как Вуди Аллен, который сам пишет сценарии к своим фильмам. Наверное, лучше сказать по кино – это американский фильм «Касабланка» 1942 года об оккупированной нацистами Франции. Это художественный фильм, снятый во время войны, что еще раз подтверждает правильность того, что во время войны нужно снимать о войне. «Список Шиндлера» – и книга, и фильм очень мощно сделаны. Тот же Вуди Аллен.
- Какой жанр кино сейчас наиболее востребован?
- В Украине всегда заходят либо комедии, либо приключенческие и семейные. Это можно видеть по популярности мультфильма «Мавка», фильмов «Я, ти, він, вона», «Скажене весілля», «Довбуш»… А в мире - блокбастеры и комедии. Вот на американском рынке вышла «Дюна-2» - и на нее невозможно было купить билеты. Она собрала больше 200 миллионов долларов в первый уикенд проката. Это вечные темы. Но хорошие фильмы всегда найдут своего зрителя.
- Во сколько обошелся фильм и где брали деньги?
- Это частные инвестиции из Украины, Польши, Канады, США. Много что для съемок нам предоставили бесплатно. Бюджет фильма – около миллиона долларов, но чистых денег там около 600 тысяч.
- Насколько ситуация с кино в Украине ухудшилась после начала полномасштабной войны?
- Если до войны все шло вверх - находили деньги, снимали кино, наши фильмы постоянно что-то выигрывали, то с 2022 года образовалась пропасть. Найти большие деньги и снять полнометражный фильм почти невозможно. Многие выехали, многие пошли защищать страну. Кино часто снимают с дронов – киношники стали операторами дронов. Пиротехники и каскадеры тоже пошли в армию. Это обязательно отобразится на качестве фильмов. На сериалы были небольшие суммы, на художественные пока ничего. Посмотрим. За время полномасштабной войны, если не ошибаюсь, сняли только три фильма – в прошлом году, которые планируют выпускать в прокате. Это в десять раз меньше, чем снимали до этого.
Художественная драма «Буча» основана на реальных событиях, происходивших в пригороде Киева в начале полномасштабной войны. Главный герой – волонтер-иностранец, который решил остаться в Украине и помогать жителям, несмотря на возможность выехать из страны и не рисковать жизнью. Его прототипом стал волонтер Константин Гудаускас – гражданин Казахстана литовского происхождения, житель Бучи. Прототипом еще одного героя фильма стал украинский композитор, лауреат Шевченковской премии Игорь Поклад, встретивший войну в своем доме в Ворзеле. Съемки фильма проходили в Киевской области спустя год после тех событий.