28501
0
24 апреля
Загрузить еще

«Бедные-несчастные»: Если любишь – отпусти, или Сексуальное самовоспитание в стиле ретрофутуризма

«Бедные-несчастные»: Если любишь – отпусти, или Сексуальное самовоспитание в стиле ретрофутуризма
Фото: кадр з фільму

Наконец победитель прошлогоднего Венецианского фестиваля – фильм « Бідолашні » (в других переводах можно встретить «Бедные-несчастные») – дошел до наших экранов. Прокатчики, похоже, не очень верили, что авторское кино Йоргоса Лантимоса зайдет украинскому зрителю, поэтому решили фильм не переводить, а выпустить с субтитрами.

И, надо сказать, это было неплохое решение. Диалогов в «Бедных-несчастных» не то, чтобы много, а главную идею – «свобода превыше всего» - можно понять и так. Зато можно слышать настоящие голоса и интонацию актеров, удивляясь их необычайному таланту.

Причудливая, притягивающая и одновременно отталкивающая – так можно охарактеризовать картину греческого режиссера, неоднократного номинанта на «Оскар».

Вышла странная и назидательная сказка для взрослых – с насыщенными красками и прекрасными актерами. В то же время это смешная и скандальная история с феминистической повесткой.

Родилась заново, чтобы быть свободной

События происходят в викторианском Лондоне, но, похоже, в какой-то параллельной Вселенной, потому что здесь доминирует ретрофутуризм в стиле киберпанк.

Выдающийся хирург находит тело беременной женщины, которая покончила с собой, бросившись с моста, и оживляет ее, пересадив мозг нерожденного ребенка – то есть она выходит сама себе мать и сама себе дочь. Эта операция запускает ряд событий, еще более странных, чем в романах типа Франкенштейна.

Белла Бакстер (Эмма Стоун) – младенец в теле взрослой женщины – учится жить с нуля. Среди ее воспитателей - хирург-монстр Богдвин Бакстер (Уиллем Дефо), которого она зовет просто Богом (в оригинале – Godwin Baxter – God), и суровая и безэмоциональная служанка. Впоследствии к числу воспитателей присоединяется Макс Маккендлз (Рами Юссеф), студент медицины, увлекающийся трудами Бакстера, а чуть позже влюбляющийся в его самое удивительное творение.
Девушка «растет», умнеет и впоследствии умом достигает полового созревания. Это волнующее влечение делает своенравную Беллу еще более независимой и жаждущей разного рода приключений. Поэтому она сбегает от заботливой семьи, которая, действительно, ограничивает ее в познании мира (ради ее же блага, конечно), вместе с похотливым плейбоем - адвокатом Дунканом Веддербурном (Марк Руффало).

В картине огромное количество секса – и именно благодаря ему главная героиня узнает себя, людей и окружающий мир. Белла всегда поступает так, как считает нужным, она полностью свободна и независима в своих суждениях, поступках и решениях, в отличие от других женщин и мужчин, скованных оковами вежливости и показной порядочности.

Фактически фильм совмещает в себе и библейские мотивы, и труды Зигмунда Фрейда. Согласно Священному Писанию, Бог создал нас и дал нам свободу воли, а согласно Фрейду – «большинство людей действительно не хотят свободы, поскольку она предусматривает ответственность, а ответственность пугает большинство людей».

Так вот Беллу в блестящем исполнении Эммы Стоун (сможет ли она превзойти саму себя в этой роли?) ответственность за свои поступки не пугает. Белла Бакстер превращается в столь сильную и самодостаточную личность, что другие люди рядом с ней вынуждены признать: «прогнуть» девушку под себя не получится. И если вы хотите быть рядом с ней, хотите заслужить ее уважение и любовь – то должны признавать ее независимость и уважать и не препятствовать ее решению.

И, собственно, разве быть сильным и независимым наряду с людьми, которые тебя ценят, уважают твое мнение и принимают твое решение, не навязывая свою волю, - это не то, к чему все мы (кто в глубине души, а кто декларируя вслух) стремимся? Как и наконец Белла получает право жить такой жизнью, какой хочет она, а не общество или кто-то из ее любовников.

Для Беллы хирург-монстр – Бог, но добрый. Кадр из фильма

Для Беллы хирург-монстр – Бог, но добрый. Кадр из фильма

Все мы – бедные-несчастные

Каждого персонажа картины можно назвать несчастным. Это и талантливый хирург, изуродованный родным отцом, и бедный студент-медик, влюбленный одновременно и в своего учителя, и в его недостижимое творение. И развратник-адвокат, в конце концов поплатившийся безумной зависимостью к одной из своих многочисленных любовниц. И суровая служанка, которая даже не может познать радости самоудовлетворения. Да и, наконец, сама Белла Бакстер – кто знает, какие причины толкнули нарядную, красивую барышню к самоубийству?

Каждый из этих и других персонажей имеет возможность стать свободным в своих желаниях и поступках. Но мало кто из них осмеливается на этот шаг. А те, кто все же осмеливается, не считаясь с желанием других, становятся преступниками.

А вот у героини Беллы Бакстер есть чему поучиться каждому из нас. В первую очередь, осознанию своих собственных желаний и готовности отвечать за их последствия. Но этого недостаточно. Еще нужно признавать такое же право – жить так, как они хотят - и за окружающими.

Заслуга Йоргоса Лантимоса в том, что он не делает эту очевидную мысль дидактически поучительной. Напротив, она приходит к нам невольно, даже периодически вдохновляя на перемены и на пересмотр своих взглядов на жизнь.

Летучий трамвай – вещь вполне нормальная для мира, созданного Лантимосом. Кадр из фильма

Летучий трамвай – вещь вполне нормальная для мира, созданного Лантимосом. Кадр из фильма

Стилистика картины

Несколько необычным будет визуальное воплощение идеи. Йоргос Лантимос использует то насыщенные цвета, то черно-белую картинку, часто пользуется приемом «рыбий глаз», причудливо искривляющим пространство. Сначала кажется, что под таким углом на свою воспитанницу смотрит калека-хирург, в котором жажда исследователя неожиданно смешалась с родительскими чувствами, но со временем понимаешь, что это возможность и для зрителя посмотреть на историю Беллы под другим углом.

Летающие трамваи над Лиссабоном, паровой кэб с лошадиной головой, желтая лестница от палубы роскошного судна до нищих кварталов Александрии, модерновые и оригинальные дома Лондона и Парижа - добавляют картине странного шарма.

Отдельно следует выделить и одежду Беллы Бакстер. Если другие персонажи одеты кто просто, а кто роскошно, но все же сдержанно по викторианским меркам, то наряды главной героини олицетворяют одновременно и гротеск, и буффонаду, и вызов обществу, и как можно лучше подчеркивают ее независимость.

Фильм длится два с половиной часа, но из-за невероятной игры актеров и неожиданных поворотов сюжета это время проходит незаметно. Тем более что время от времени нам показывают милые и неожиданные безделушки-эксперименты Богдвина Бакстера: курицу с головой свиньи, четырехлапую утку или смешно перекроенного французского бульдога.

Выйти за пределы люди в шортах в викторианскую эпоху – для героини вполне приемлемое поведение. Кадр из фильма

Выйти за пределы люди в шортах в викторианскую эпоху – для героини вполне приемлемое поведение. Кадр из фильма

Что имеем в итоге?

Свежая, смелая и современная картина, показанная сквозь призму викторианских ограничений, призывает нас оставаться свободными, чтобы в конце концов достичь долгожданного мира в душе.

И все это снято настолько стильно, что хочется нажимать на стоп-кадр и рассматривать каждую мелочь.

Оригинальное название: Poor Things

Страна: США

В главных ролях: Эмма Стоун (« Круэлла », «Ла-ла-ленд»), Уиллем Дефо («Антихрист», «Человек-паук»), Марк Руффало (франшиза «Мстители», сериал «Весь невидимый нам свет»), Рами Юссуф (сериал «Медведь»).

Режиссер: Йоргос Лантимос («Фаворитка», «Лобстер, «Убийство священного оленя»).

Длительность: 02:21