В Национальной опере Украины – новый балет "Мадам Бовари" в хореографической постановке Виктора Ищука и оркестровой - Николая Дядюры. На премьере (билеты на которую было достать практически нереально) побывала наша коллега Наталья Кудряшова. Своими мыслями, эмоциями и впечатлениями она поделилась с редакцией. Мы же решили передать ее рассказ и читателям KP.UA.
Билетов даже за несколько дней до спектакля не купить.
Перед входом крутятся типчики, продающие билеты с рук. Цена 100 грн – это в разы дешевле, чем на официальном сайте.
Спрашиваю, почему так дешево – говорит, девушка не пришла на свидание, поэтому хочет выручить хотя бы часть стоимости.
Предлагаю ему пройти вместе на контроль, если пропустят по этому билету – сразу с ним рассчитаюсь.
Он в ответ прищурился и говорит: "иди себе дальше".
Через два дня, когда я снова посетила театр, я снова встретила старого знакомого - и снова он продавал билеты.
Билеты на представления еще со "времен ковида" продаются только через сайт Национальной оперы. Кассы в помещении театра не работают. Билеты в продаже появляются за 2-3 недели до спектакля. Потому что планировать спектакли, как до войны, заранее на сезон невозможно. Театр, как и все мы, живет коротким горизонтом событий.
Я заметила, что два верхних яруса закрыты.
С вопросами, почему действуют такие ограничения, обратилась к руководителю пресс-службы Национальной оперы Лане Рокси. Кстати, она отмечает, что, как и все в театре, не просто работает, а служит. Потому и пресс-служба, а не пресс-центр.
К началу великой войны Национальная опера могла пригласить на представления 1306 зрителей, сейчас только 459. Это связано с размером собственного убежища, которое может разместить такое ограниченное количество человек.
До внешнего укрытия, а это метро, - далеко, можно и не добежать. Поэтому ГСЧС настаивает на использовании только гардероба театра, который находится в подвальном помещении.
Поэтому театр вынужден ограничивать почти в 2,5 раза количество зрителей.
На время тревог спектакли останавливаются, и все зрители приглашаются в безопасное место.
Иногда в укрытии приходится сидеть и несколько часов. А когда спектакли для детской аудитории – в убежище делается прямо там-тарарам.
Но в театре знают, как из лимона сделать лимонад: на время остановленных представлений в убежище к зрителям приходят артисты, происходит живое общение.
Такая ситуация сложилась 31 декабря 2022, когда во время показа балета "Снежная королева" тревога затянулась настолько, что закончилась, когда уже должен был начинаться следующий спектакль, и зал был заполнен зрителями полностью.
Форс-мажор произошел и со спектаклем, который должен был состояться 24 февраля 2022 года, уже был собран солдаут.
В этот день, ставший черным для Украины, планировалась "Баядерка". Кстати, все просьбы зрителей о переносе билетов на другой спектакль были выполнены.
– Неужели никто не просил вернуть деньги? - интересуюсь я у Ланы Рокси.
– Нет. В этой и в аналогичных ситуациях люди просят перенести их билет на другой спектакль. Возвращать деньги не требуют. Вообще люди стали более лояльны, чем раньше. Первый стрессовый период для театра – это был ковид, когда спектакли отменялись, переносились, "резалось" количество зрителей в зале. Так вот в тот период мы возвращали деньги за билеты почти год, административная служба, которая этим занималась, была в постоянном стрессе. Люди нервничали, скандалили. Сейчас все вежливее, тише.
Поэтому, если ваше представление "съела" воздушная тревога, можно обратиться в административную службу театра сразу на месте, она находится у центрального входа. И вам предложат пути решения вопроса.
В связи с комендантским часом и тем, что из-за тревоги спектакль может растянуться на часы – время начала тоже смещено. На 17.00 по будням и на 15.00 по выходным.
У выходные проводить спектакли днем попросили сами зрители. Ведь хотят еще после театра не спеша зайти в ресторан и прогуляться по городу.
В военное время Национальная опера для зрителей открылась 21 мая 2022 года оперой "Севильский цирюльник", а 3 июня к выступлениям присоединилась и балетная труппа.
- Как только прогнали орков с Киевщины, сразу стали репетировать, - отмечает Лана Рокси.
Балетная труппа на первый спектакль насчитывала 30 человек. Вместо 150, как до войны. На сцену вышли все – здоровые, больные, с травмами. Артисты торопились на любимую сцену. Помогли и студенты Киевской муниципальной академии танца имени Сержа Лифаря. Ничто не помешало дать первую премьеру 24 июня 2022 года - балет-концерт "Танцуем Штрауса".
На новый сезон труппу количественно доукомлектовали.
Спрашиваю Лану, присоединились ли к ним артисты из театров на оккупированных территориях.
– Многие такие артисты пришли в Национальную оперу еще в 2014 году. Но все проходили общий конкурс на профессиональное мастерство.
Артистам в новых условиях, конечно же, тоже не просто. Из-за тревог репетиции проводятся не в балетных классах, а в убежищах, которые не предназначены для этого. Но иначе они не успеют поставить новые представления и репетировать те, что в репертуаре.
Главная сцена для прогонов расписана поминутно. И тревоги сбивают весь график, поэтому артистам приходится репетировать в нерабочее время, после представлений, до начала рабочего дня.
Да, неудобно.
Да, тяжело.
Но это минимальная плата, чтобы иметь возможность заниматься в наше время любимой профессией.
Многие артисты ведут параллельно волонтерскую деятельность в ТРО, в медицинских подразделениях.
Многие сейчас на передовой.
Заслуженный артист Украины Александр Шаповал погиб, защищая Украину.
Но Национальная опера Украины, как и все украинцы, живет ради одной цели - победы и мира. А для этого самоотверженно работает дальше.
На первый взгляд, "Мадам Бовари" должна развлечь публику, выхватить ее на время из современности, забот, нервов, волнений и отнести в мир любовных перипетий и совершенной хореографии.
Этому способствует и любовно-романтический сюжет, и музыкальное полотно, сотканное из инструментальных хитов разных эпох – от барокко до модернизма. В балете по мотивам одноименного романа Гюстава Флобера используется музыка Георга Фридриха Генделя ("Пасакалия"), Йозефа Гайдна ("Симфония № 103", с тремоло литавр), Фридерика Шопена ("Этюд ми-мажор", опус 10), Мориса Равеля ("Вальс"), Густава Малера ("Симфония №2", ч. 2).
Когда оркестр зазвучал первыми аккордами творения Генделя, женщина, сидевшая передо мной, закатила глаза и сказала спутнику:
– Боже, какая замечательная музыка! Мой любимый Моцарт!
– Это не Моцарт. Это "Пасакалия"... - вмешалась я, но не успела закончить предложение, как дама меня перебила угрожающе:
- Не ругайтесь! Театр – храм, он не любит мата!
Наверное, для нее "Пасакалия" - это что-то ближе к перистальтике, чем к музыке.
Постановщик ставил целью показать не просто любовную драму через женскую распущенность и несдержанность, а развитие депрессивного состояния у героини.
И на это работали все средства выразительности.
Музыка – от солнечного и беззаботного Гайдна до беспросветной черноты Малера в финале. И как соло души – кульминация с вариациями Эммы Бовари под фортепианную откровенность Шопена. Просто среди оркестрового нашествия – вдруг тишина, и в свете прожектора - одинокое тело с голосом фортепиано. Это было очень откровенно, подлинная исповедь героини. Ведь когда мы открытые – мы не кричим, не повышаем голос, мы тихо, но откровенно озвучиваем самому себе новые истины.
Хореография. В процессе развития сюжета она усложнялась и грубела. Чисто классическая балетная школа на пуантах перемежалась современными приземленными, откровенными, иногда даже вульгарными вставками, а в финале перешла в ритмичный стэп.
Решение показать внутренний мир героини из-за расслоения личности – тоже достаточно оригинально и понятно. Ведь Эмма искала себе приключения, потому что, прежде всего, была очень разносторонним человеком. В ней жила наивная девочка, которая верила, что свадьба и все, что будет после нее – это сказка; великая мечтательница – которая влюблялась каждый раз, как в последний; рассудительная дама, которая все же оставалась в браке с врачом, дававшим ей материальные блага. Таких личностей в ней можно насчитать 11. И все они выходили на сцену вместе с главной героиней и плясали ее партию. Сначала синхронно с ней, а в финале ее личины разорвали ей душу, что и привело к самоубийству. Так изящно, как сделал это постановщик, можно оправдать, на первый взгляд, очень некрасивые и приземленные стороны характера, как разврат, недалекость, инфантильность Эммы Бовари.
Оркестр тоже занимался не только музыкальным сопровождением хореографии. Когда муж Эммы попадает в сон и видит все ее изменяющие лики, каждый с новым избранником - используется сурдинный звук и помехи, которые создает струнная группа, играя параллельно с произведением какофонию. Таким образом, слушатель получает эффект, будто музыка прорывается сквозь наслоение мистики и нереальности. И в процессе того, как герой понимает, что все это не сон, а правда – музыка становится живой, чистой и реалистичной.
Интересно цветовое решение трансформации героини. В первой вариации она предстает в ярком, солнечном оранжевом платье. В финальном па-де-де у нее серое платье.
Серое – это когда чистота наивной души запачкалась черным.
Серое – это цвет депрессии.
Депрессия, и вообще ментальное здоровье, - это то, что сейчас актуально, как никогда. И в театре зрители ищут ответы на вопросы, беспокоящие именно их.
Спектакль "Мадам Бовари" показывает, что может произойти, если лелеять свою депрессию и не бороться с ней, не просить помощи у окружающих, а замыкаться в себе. Это путь в никуда. Душевные болезни – это такие же болезни, как и телесные, и их нужно лечить, не стесняться. Мы ведь не стесняемся обращаться к врачу с переломом или приступом аппендицита? Так почему же так тяжело пересилить себя и пойти к психологу?
Театр не всегда показывает, как правильно. Показать, как неправильно – это тоже урок для тех, кто может это понять.