Сегодня в Харькове простились с фронтменом культовой группы Мертвий півень» Михаилом (Мисько) Барбара. Его скоропостижная смерть стала шоком для украинских любителей музыки. Музыкант умер в Харькове, где жил последнее время, за месяц до своего 50-летия, которое планировал отпраздновать большим концертом в родном Львове.
«КП в Украине» попросила его родных и близких поделиться воспоминаниями об артисте, который в свое время собирал стадионы, и услышала очень теплые личные истории.
- Мисько - очень классный! Я знаком с ним очень давно, с 90-х годов, – вспоминает фронтмен группы «Мандри» Сергей Фоменко (Фома). – Он был очень нежным и интеллигентным парнем – львовская богема, в хорошем смысле этого слова. И при этом не имел никакого пафоса, присущего, например, киевской богеме. Удивительно, но с годами он совсем не изменился. Визуально немножко, но по сути, – нет. Всегда был стопроцентным романтиком. Его творчество с львовским шармом, но в то же время – очень европейское. Все, что делал – это было супер. После каждого концерта оставалось послевкусие, как от очень дорогого вина. Но надо было еще учиться продавать этот «напиток»… Мы слишком романтично воспитанные, а современный мир – быстрый, текучий, прагматичный и хайповий.
И наша профессия нередко, мягко говоря, бывает неприбыльной. Новые времена очень безжалостны к артистам, которые стараются творчески оставаться собой, делать свое искусство. Раньше такого не было, в приоритете только музыка. Но потом мир поменялся, а Мисько – нет. Многие музыканты ушли в другие направления, а Мисько - артист и все. И настолько глубоко жил во внутренних творческих поисках, что просто не заметил, как тектонически поменялась смена смыслов в украинском культурном пространстве. И на некоторое время пропал. Несколько последних лет, я думаю, он уже более четко навел свои внутренние окуляры на это новое поле, но произошло то, что произошло.
Знаю, что временами ему было очень тяжело. И материально, и творчески. Бывало, организовывал выступления, а приходило совсем немного людей – все заняты. Любим-любим, но по факту вот такая реальность… Такие моменты тяжело переживал.
По своей натуре человек очень благородный, руководствующийся принципом, что счастье не в деньгах, но, когда время от времени находишься вообще за чертой, без самых необходимых ресурсов – это непросто. В той или иной степени, такая ситуация типична для многих музыкантов, артистов и художников нашего поколения.
- Мы познакомились в 1991 году, когда «Мертвий півень» стал лауреатом «Червоної Рути», - вспоминает певица Мария Бурмака. - И потом на протяжении всей жизни пересекались. Все знают их знаменитую визитку «Ми помрем не в Парижі», но у них есть очень много других, не менее прекрасных песен. Это музыка, которой, к сожалению, сейчас очень мало на телеэкране.
Яркие воспоминания: «Мертвий півень» на фестивале «Вивих» во Львове. Уникальное время, когда в фестиваль современного искусства был вовлечен фактически весь город, а «Півні» занимали во всем этом особое место. Мисько Барбара очень дружил с писателем Юрием Андруховичем, а во время фестиваля шел показ его спектакля «Крайслер Империал» - там участвовали и «Півні», и я.
Еще вспоминаю, как мы добирались на фестиваль в Польшу. Было интересно, хоть и непросто: ехали автобусом, ночевали на остановке общественного транспорта, потом нас довезла к месту подвода с лошадьми. Во время этого путешествия меня посвятили в почетные «Мертві півні».
В Киеве мы продолжаем общаться с участником группы Романом Чайкой, который нашел себя в тележурналистике. Мисько переехал в Харьков по приглашению Сергея Жадана, который писал для театра «Арабески». Я сама харьковчанка и буквально не так давно увидела фото, которые выставил журналист и экс-депутат Николай Княжицкий. Мисько вместе с ним гуляет по Харькову. Один из снимков – возле литературного музея. А это мой район. Я написала: «Как хочу приехать домой!». И вот внезапно Миська не стало – и это шок для меня…
Я помню, что он очень много курил и красиво улыбался сквозь дым. Был очень ироничным. Не старался никоим образом кому-то специально понравиться. Если говорить, что скромность – путь в неизвестность, то Мисько как раз был таким. Это человек, которого очень нам всем будет не доставать. Есть мерило порядочности, честности, выдержанности – вот он был таким.
- Расскажу случай, который характеризует его как очень светлого человека, - говорит музыкант и продюсер литературно-музыкальных проектов Соломия Чубай. - У нас в музыкальной школе есть мальчик, который очень плохо видит. С другими детьми он решил записать песню для сбора средств на ударную установку для музыкального класса. Выбрали композицию «Мертвого півня» «Коли ти смієшся». Сняли, выложи в сеть. И Мисько под одним постом в Фейсбуке написал, что ему понравилось! Вы не представляете, как дети были счастливы.
А через некоторое время и вовсе предложил невероятное: чтобы дети выступили с этой песней на его львовском концерте. Приехал на репетицию в школу. Папа мальчика, который все это придумал, написал в Фейсбуке: «И вот перед репетицией кумир моей юности жмет мне руку и просит называть Миськом и на «ты». Не знаю, как точно описать, что я тогда почувствовал, какой трепет и восторг, ощущение осуществления мечты. Благодаря ему мы собрали на установку, а дети получили бесценный опыт».
Мисько был другом моего брата – Тараса Чубая. «Плач Еремії» и «Мертвий півень» долгое время очень часто вместе выступали. Мисько часто бывал у нас дома. Всегда много шутил, прекрасно пел. В него были влюблены все мои сверстницы. Немудрено: он был таким неформатным секс-символом своего времени. Длинные волосы, высокий, почти прозрачный. Конечно, романтик – иначе бы не появлялись такие тексты и такая невероятная подача песен.
Такое тяжелое время – не стало очень близких нам с братом людей: Маркияна Иващишина (лидер «Революции на граните». - Прим. ред.), затем режиссера Сергея Проскурни, вот теперь Миська…
Когда он переехал в Харьков, мы редко общались. Мне сейчас кажется, что он просто далеко, и мы обязательно встретимся, надо только купить билет в Харьков.
- У меня никогда не было родного брата, потому мы с Миськом, моим двоюродным братом, были как родные, – рассказывает родственник Барбары и один из сооснователей группы «Мертвий півень» Любомир Футорский. – Между нами год и два дня разницы. Он всегда в детстве, когда ссорились, говорил: «Я имел всего год и два дня спокойствия, а потом родился ты!» Такого брата, как он, всем бы хотелось иметь, но повезло мне.
Я часто переслушиваю одну нашу песню, как раз мой брат ее поет, «Фаустове свято». Прекрасная музыка, теперь такую не делают… Нам так классно было вместе. О многих вещах вообще не парились. Не заботились, где взять деньги. Как и о том, чтобы заработать на концертах.
Может, я говорю за себя, но Мисько тоже не воспринимал нашу музыку как способ зарабатывания. Если ты хочешь монетизировать творчество, то такое играть не будешь. И не будешь так петь. А самая большая награда для нас – это когда наши песни поют пацаны во Львове на площади Рынок под гитару.
Позже мы все занялись другими вещами, а он остался в искусстве. Я переехал в Киев, он – в Харьков, мы не так часто виделись, как хотелось. Потом началась карантинная история, все сидели по домам и связывались по скайпу.
Все вам скажут, что он был прекрасным человеком. И можете смело все слова о нем умножить на десять, и мало не будет. Он был особенным чуваком! Чтобы Мисько кричал, «стартовал» на кого-то, злился – это просто невозможно. Нигде и никогда себя вперед не толкал, не «включал» звезду, всегда был – как большое теплое одеяло. Что бы ни случилось, с ним всегда можно было посоветоваться, он обязательно находил слова поддержки.
Мне очень тяжело сейчас говорить, извините… С одной стороны, невероятно больно, а с другой, когда вижу сколько людей он сделал счастливыми, судя по откликам в интернете, радуюсь. Наверное, братик, ты все правильно сделал в этой жизни, если такое количество народа за тобой горюет.
- Мы познакомились весной 1999 года во Львове. Там было импровизированное выступление моей жены, она пела, а потом Мисько вот так запросто пригласил нас к себе в гости, - вспоминает харьковский правозащитник Борис Захаров. - Он был очень теплым, харизматическим человеком. Тяжело о нем говорить «был»…
Мы очень часто виделись, когда он поселился в Харькове. Ни он, ни я никогда не занимались политикой, но прошли все Майданы. Помню больного Миська с температурой в палатке, но: «Нет, не уйду!» Он был очень активным и в общественной жизни.
Когда увидел эту страшную новость о нем, сразу все пронеслось в памяти – концерты, впечатляющие представления театра «Арабески», где он работал, наши совместные проекты. Как-то мы проводили фестиваль «Музыка свободы». Сначала был концерт в Харькове, потом – во Львове и Киеве. Концерт во Львове пришелся на его день рождения. Такая энергетика была на этом выступлении! Наша дочка была совсем маленькой, во время концерта заснула в кофре в гардеробе. Но когда поднимался шумный восторг после каждой песни, не просыпаясь, тоже поднимала руки и хлопала.
Как-то он пришел к нам в гости. И маленькая Аня вдруг потянула на себя столик с кипящим чаем, а Мисько просто с нечеловеческой ловкостью его подхватил. И фактически спас нашего ребенка… Знаете, я пока не могу представить, как жить без него.
- Опытный, мудрый, щедрый, настоящий, человек-энциклопедия, столько всего было интересного в его голове, – говорит коллега Барбары по театральной сцене, актер харьковского театра «Арабески» Павел Савельев. – Знал несколько языков – английский, польский, мне кажется – и немецкий. Очень профессионально занимался переводами. Чуткий партнер на сцене, внимательно прислушивался к пожеланиям.
Знаете, есть такая, я ее называю, актерская сучность – в нем этого абсолютно не было. Поначалу, может, ему было немного неловко в актерской деятельности, но очень быстро набрался опыта. И своей харизмой покорял сердца зрителей. Вчера вечером созванивался с его женой, не мог поверить, что все случившееся – правда. Набрал Свету, она подтвердила…