Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Правозащитник Борис Захаров: Сейчас в Украине период примитивной демократии

Правозащитник Борис Захаров: Сейчас в Украине период примитивной демократии
Фото: УНИАН/Фейсбук Бориса Захарова

Именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека - документ, в котором провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

О том, как дела обстоят с соблюдением прав человека в нашей стране, "КП" в Украине" рассказал известный правозащитник Борис Захаров.

На первом месте по жалобам в Европу

- Что у нас с соблюдением основополагающих прав и свобод? Мы демократическое государство или еще нет?

- Конечно, после событий 2014 года ситуация с соблюдением прав и свобод улучшилась. Но! У Леха Валенсы есть такое высказывание: "демократия - это война всех против всех, но под контролем права". А у нас "война всех против всех" без контроля права, то есть примитивная демократия. Причем пренебрегают правом все – от органов власти до самого общества.

Все хотят получить свое, абсолютно пренебрегая фундаментальными принципами права. Например, это касается и вновь созданных органов НАБУ, ГБР. Ведь они точно так же, как и старые органы - СБУ или полиция, пренебрегают правом. Впрочем, можно даже сказать, что по сравнению с другими органами полиция сейчас наиболее хорошо себя ведет.

- А какие права человека чаще всего нарушают в Украине?

- Самые острые моменты связаны с пытками и жестким обращением в пенитенциарных учреждениях, а иногда и в других правоохранительных органах. Если говорить об остроте проблемы, то в нормальной европейской стране такое просто невозможно.

Это проблема №1, но она является производной от проблемы пренебрежением права. Ведь во время следствия гораздо легче применять давление на подследственных, чем собирать доказательства. Пытки и жестокое обращение применяются, чтобы сфабриковать, выбить доказательства.

Другие наши проблемы - это коррупция, из-за которой опять же происходят те же пытки и жестокое обращение. Например, в одной из колоний в Запорожской области существует систематическое вымогательство. Людей пытают руками зеков, которые сотрудничают с администрацией, и выбивают у них деньги. И никто ничего с этим поделать не может. Уже поднимались публичные скандалы, есть уголовные дела, но их то возбуждают, то закрывают.

- А куда человеку жаловаться, если его права нарушаются?

- Сначала в национальные суды всех инстанций, а после исчерпания этих механизмов можно обращаться в Европейский суд по правам человека и там добиться справедливости. Можно обращаться также в правозащитные организации, которые помогут защитить себя в национальных судах и в Европейском суде тоже.

- Какой шанс на успех? Есть статистика?

- Украина на первом месте по количеству обращений. Точные цифры сейчас не назову, но вообще в лидерах Украина, Россия и Турция. Если не считать по количеству населения, то Украина на первом месте.

Но это не значит, что у нас больше нарушений прав человека, чем в той же России. Так происходит потому, что у нас более активное население, которое борется за свои права, но при этом и нарушений очень много. Эти два фактора выводят Украину на первое место по количеству обращений.

По свободе собраний, свободе слова - особых нарушений нет

- На что жалуются украинцы Европе?

- Самая большая категория жалоб, и их вообще выделили в отдельный кейс для Совета Европы, – это неисполнение судебных решений. Причем это касается как каких-то мелких дел, так и очень крупных. Например, у кого-то прорвало отопление на чердаке, который принадлежит коммунальным службам, залило квартиру - ущерб 50 тысяч гривен, или кому-то не выплатили пенсию два раза подряд. Люди обращаются в суд, долго судятся, платят судебные издержки, выигрывают, а исполнительная служба не выполняет решение суда и не возвращает им деньги.

Люди обращаются в Европейский суд, а там однозначно получают выигрыш по этому делу, так как решение суда обязательно должно быть исполнено. То же самое касается каких-то крупных предприятий, скажем, кто-то сотрудничал с государством, была поставка топлива, государство топливо взяло и за него не заплатило. Там ущерб уже может быть миллионы гривен, и государство точно так же должно отвечать. Ведь есть судебное решение что оно должно отдать деньги, значит надо его исполнять. И вот таких дел в общей сложности сейчас в комитете Совета Европы накопилось порядка 12 тысяч.

Есть другие категории, связанные с пытками, жестоким обращением, незаконным задержанием, отсутствием доступа к нормальной медицине в заключении. Права этих категорий людей наиболее нарушаются.

Есть еще одна категория нарушений – наши органы часто незаконно прослушивают телефоны граждан и незаконно ведут оперативно-розыскную деятельность, тем самым нарушая право на приватность и невмешательство в семейную и личную жизнь.

Что касается свободы собраний, свободы слова, тут особых нарушений нет. В нашем государстве несопоставимо лучше ситуация, чем во многих других странах Европы. В России гораздо хуже, в Азербайджане несопоставимо хуже ситуация. Я уже не говорю о среднеазиатских диктатурах - там вообще кошмар. Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, чуть лучше в Казахстане и Киргизстане. А вот в Грузии и Молдавии ситуация схожая с нашей.

СПРАВКА "КП" В УКРАИНЕ"

Борис Захаров родился 11 февраля 1977-го в Харькове. Окончил исторический факультет Харьковского национального университета имени Василия Каразина.

С 1997 года работает в Харьковской правозащитной группе. Руководил адвокатским центром Украинской Хельсинской группы по правам человека. Автор и ведущий программы "Человек и право" на Еспресо TV.

Сейчас живет в Киеве. Женат. Имеет четырех детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Глава Минюста Денис Малюська анонсировал рейтинг украинских тюрем

Новости по теме: права человека ЕСПЧ Суд