В столицу Украины Армен Борисович приехал по делам. С 20 июня по 12 июля телекомпания «Файно-фильм» снимает телевизионную двухсерийную картину «Ван Гог не виноват», и Джигарханян играет в ней эпизодическую, но, по словам режиссера Веры Яковенко, очень важную роль. Сейчас фильм озвучивают, а уже осенью мы сможем увидеть его на телеэкранах.
«Хочу удивляться»
- Армен Борисович, насколько тяжело работать с молодым режиссером. Вера Яковенко годится вам в лучшем случае в дочки, а то и во внучки?
- Это счастье…
- Но многие именитые актеры отказываются сниматься у молодых режиссеров…
- Я думаю, что нельзя соглашаться или не соглашаться работать с режиссером, глядя только на его возраст. Я отдаю себе отчет, что мы принадлежим разным поколениям. Я знаю, что мое время прошло. Да-да, не удивляйтесь. Тут дело не в званиях и заслуженностях… Есть правда настоящая, и есть правда историческая. Настоящая правда заключается в том, что время моего поколения прошло, и нужно иметь мужество, чтобы себе в этом признаться. Возможно, потому некоторые актеры и не хотят сниматься у молодых режиссеров, чье время только наступает.
- Чем вас заинтересовало предложение Веры Яковенко?
- Я пока хочу удивляться. Уверен, что ради способности удивляться стоит жить. С Верой мы познакомились только на съемочной площадке. И знаете, мои надежды оправдались: я был приятно удивлен и режиссером, и работой. Мы открываем друг друга. Я пытаюсь ее отгадать, а она меня. Вот я вижу, как у Веры руки дрожат - конечно, знаменитый Джигарханян приехал. А знаменитый Джигарханян хочет понравиться молоденькому режиссеру. А как же иначе…Связующим звеном в этой истории был Андрей Александрович Бенкендорф. Этого человека я знаю и люблю, мы знакомы уже много лет. Так вот, от него позвонили, я собрал манатки и приехал. Потому что до сих пор хочу удивляться. О результате я не думаю, мне важнее, что при нашей встрече мы удивились. Это потом я могу сказать, что никогда в жизни сюда не приеду больше, но это уже другой вопрос…
- Вы отказываетесь от ролей?
- Только по техническим причинам. К примеру, физически не могу приехать. Я даже в рекламах не боюсь сниматься, и когда могу - соглашаюсь. Потому что мне интересно… Вот только за рекламу презервативов не возьмусь - возраст не тот, а любую другую - запросто.
«Пока живой - буду играть»
- Расскажите о персонаже, которого вы будете играть в картине.- Не расскажу. Вот посмотрите фильм - и узнаете. Я тоже его с удовольствием посмотрю.
- В фильме «Ван Гог не виноват» у вас небольшая роль, сколько фраз вы произносите в кадре?
- Да вы что, это же экономическая тайна, нам ведь, актерам, за каждую фразу платят, вы не знали?
- Компания, которая снимает фильм, собирается открывать конкурс сценариев, что называется, из народа. Не хотели бы попасть в жюри?
- Мне это не интересно. Потому что не умею судить. Я очень субъективен в своей оценке. Вот руковожу театром в Москве и постоянно переживаю, чтобы этот театр не стал интересен только мне. Субъективность опасна.
- Для вашего возраста существует персонаж, которого можно было бы играть очень долго?
- Пока живой - буду играть. В театре я сейчас не играю по техническим, так сказать, причинам. В кино немножко снимаюсь. Но я все равно играю: когда читаю какой-нибудь роман, рассказ, сопереживаю героям и волей-неволей проникаю в это произведение. Вот в этом смысле для меня ничего не закончилось. Играть не значит хлопотать лицом и думать - клеить усы или нет…
Мое пояснение будет примитивно. Пока у меня есть проблемы - у меня, Джигарханяна, - я буду плакать, смеяться, переживать - вот это и есть игра.
Главное - угадать. Угадать время… Высоцкий угадал время, Пугачева угадала время… Было вокруг много Пугачевых, а угадала лишь она и стала любимым человеком целого народа. Я думаю, проблема в этом.Часто бывает так, что понимание, или угадывание, происходит позже. Примеров мы знаем миллионы. Вы наверняка знаете, что Сольери был в свое время самым популярным композитором. Причем я однажды побывал на удивительном концерте - играли Моцарта и Сольери. Это так поразительно, такая, знаете, хорошая музыка… но не Моцарт.
«Театр и поход в магазин - одно и то же»
- Армен Борисович, в фильме «Место встречи изменить нельзя» вы сыграли Горбатого, потому что Быков отказался играть или сама роль вам была очень интересна?
- Не знаю насчет Быкова и почему меня взяли… А роль, конечно, интересна. Я повторюсь, но я всю жизнь хотел и хочу удивляться. Новая роль - это новый образ, новые партнеры по площадке. И даже если я уже играл с этими людьми, то в новом фильме, вполне вероятно, узнаю их по-новому. Вот это интересно. Не подумайте обо мне как о самодуре, но я, к примеру, не езжу на всевозможные фестивали - мне не интересно. Это не может заменить съемочную площадку.
- Тоски по театру нет, ведь вы больше не выходите на сцену?
- Сложный вопрос. Я всю свою жизнь убеждаюсь, что театр, кино, соседи, поход в магазин, родственники, друзья, враги - все это одно и то же. Я какой на сцене, такой и в жизни. Продолжаю играть в повседневной жизни. Живу своей жизнью - я артист, который пытается проникнуть в чужое тело и стать другим.
- Как вам амплуа художественного руководителя театра, ведь здесь кроме творчества уйма злободневных вопросов - ремонты, зарплаты, деньги на постановку?
- Если честно, мне не очень нравится. Потому что я попал в среду не симпатичных мне людей. Мне один большой начальник сказал: «Ну что твой театр… вот вчера я КВН по телевизору смотрел и так смеялся…» Стало быть, Чарли Чаплин ему уже не нужен. Он удовлетворяется КВНом. Мы сейчас говорим об актерском искусстве. КВН - это чудные ребята, но при чем здесь актерское искусство?
- Вы сказали, что самое главное в жизни - не переставать удивляться. Какое ваше самое яркое удивление?
- Не скажу. Есть такое мещанское выражение: «Если я могу рассказать, за что я люблю, значит - я не люблю».
10 лучших фильмов
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Армен Борисович ДЖИГАРХАНЯН.
Родился 3 октября 1935 года в Ереване. В 1954 году он поступил в Ереванский театральный институт. Работа в Русском драматическом театре имени К. С. Станиславского началась со спектакля «Иван Рыбаков». Роль была всего из четырех слов.
Как каждый актер, хотел сниматься в кино. После двух-трех проб ему дали роль молодого рабочего Акопа в фильме «Обвал». Но сам своим кинодебютом считает фильм «Здравствуй, это я». В 1967 году Джигарханян из Еревана переезжает в Москву в Театр имени Ленинского комсомола. Затем переходит в Театр имени Маяковского. С его приходом реализуется мечта поставить такие пьесы, как «Трамвай «Желание», «Бег», «Закат».
К концу 70-х годов снялся более чем в пятидесяти фильмах. Среди прочих такие картины, как «Неуловимые мстители», «Двадцать лет спустя», «Здравствуйте, я ваша тетя». Позже - знаменитые «Место встречи изменить нельзя», «Тегеран-43». Всего в активе более трехсот киноролей.
Женат.