Анонимная английская поэма XIV века "Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь" хорошо знакома западному зрителю, а у нас, пожалуй, только лингвистам или историкам. Сюжет, впрочем, незамысловат. Племянник короля Артура сэр Гавейн принимает пари от сверхъестественного Зеленого рыцаря, явившегося в Камелот на пир в канун Нового года. Предложение незнакомца таково - любой рыцарь может ударить его топором при условии, что через год он явится к Зеленому рыцарю, чтобы получить ответный, точно такой же удар (будь то царапина или более серьезная рана).
Молодой Гавейн отрубает Зеленому рыцарю голову. Вопреки ожиданию тот не умирает, а напоминает Гавейну о сделке и удалятся. Через год Гавейну нужно собираться в дорогу, чтобы, столкнувшись с испытаниями души и тела, выполнить свою часть договора и либо показать себя человеком чести, либо покрыть свое имя позором.
|
Казалось бы, перед нами обычная история инициации из мальчика в мужчину, но режиссер Дэвид Лоури превратил ее в странную галлюцинацию, весьма отличную от оригинала, да еще дополненную отсылками на другие средневековые сказания, мифы и домыслы самого режиссера (к слову, не всегда законченные домыслы и не всегда понятно, с какой целью добавленные).
В начале фильма мы встречаем Гавейна (Дев Патель) - в отличие от поэмы он пока еще не рыцарь - гуляку и бездельника, который крутит роман с влюбленной в него по уши простолюдинкой Эссель (Алисия Викандер) и которого обожает и всяко оказывает ему милости король Артур (Шон Харрис). Но, видимо, матери Гавейна, сестре короля и могущественной волшебнице Моргане (Сарита Чоудри), этого мало, и она начинает какой-то колдовской ритуал. Похоже, что появление таинственного Зеленого рыцаря (Ральф Айнесон) работа именно ее рук - попытка добыть для сына рыцарский титул и сделать его достойным наследником престола.
|
Отношения инфантильного юноши с властной матерью, нежелание брать на себя ответственность перед возлюбленной, самоуверенность, с которой он лихо отрубает голову незваному гостю, и опять-таки, страх и нежелание отвечать за свой поступок - вот багаж, с которым Гавейн отправляется, возможно, в последнее путешествие.
И это путешествие меняет не только Гавейна - ломая, порой через колено, его характер, заставляя проявлять то милосердие, то стойкость, то отвагу - и не всегда удачно, но и окружающую действительность. В итоге ни зритель, ни сам персонаж не понимает: все ли, что происходит с ним, реально? Или это видения, сны, агония? И что перед нами: гипнотическая история об изменении личности, метафорическое изображение борьбы цивилизации и природы или еще глубже - противостояние христианства и язычества?
|
Эти срезы картины отражены и в операторской работе Эндрю Палермо: золотой плащ Гавейна к концу похода превращается в мрачно-желтый; английский город с серыми полями, домами и замком выглядит словно лишенный жизненной силы. В противостояние ему сочно-зеленый лес, по которому идет к своей цели Гавейн и в котором и находит часовню Зеленого рыцаря, показан, как нечто вечное и незыблемое. Туман и мрак - блуждание героя в поисках смирения - и светлый, воздушный фон, когда это смирение приходит. Гипнотизирует и большое количество визуальных эффектов, за которые отвечала студия Weta Digital("Властелин колец", "Хоббит", финальные "Мстители").
Выбор на роль одного из рыцарей Круглого стола Дева Пателя кажется странным, как и Сариты Чоудри на роль феи Морганы. И, возможно, задумка была именно в этом - показать, что английская поэма - это наследие не одной страны, а всего мира. Тем более, что как актер Патель выложился в "Легенде о Зеленом рыцаре" по полной: каждое изменение характера персонажа отражается в его игре. И если Алисия Викандер играет в фильме двух разных персонажей (помимо искренней Эссель ей досталась роль загадочной Леди), то Патель создает несколько разных персонажей из одного Гавейна: мальчишку, глупца, милосердного и бессердечного, отважного и напуганного, смиренного и самонадеянного, счастливого и бесконечно разочарованного - все метаморфозы превращения избалованного мальчишки во взрослого. Пожалуй, это одна из лучших ролей Дева Пателя на сегодняшний день.
|
Мрачное фэнтези "Легенда о Зеленом рыцаре" можно смаковать, над ним можно медитировать, рассматривать как цельное полотно, так и отдельные куски, единственное, что не выйдет, так это развлечься, надеясь увидеть приключенческий фильм из жизни рыцарей или тщательную экранизацию средневековой поэмы. Игра Пателя и Викандер, завораживающая работа камеры и необычное авторское видение режиссера могут сделать "Легенду о Зеленом рыцаре" культовым фильмом, но также могут вызвать недоумение - ведь это кино точно не для всех.
Режиссер и автор сценария: Дэвид Лоури
Жанр: фэнтези, драма
В ролях:
Дев Патель("Миллионер из трущоб", Дэвид Копперфильд"), Алисия Викандер ("Девушка из Дании", "Агенты А.Н.К.Л.")), Шон Харрис (франшиза "Миссия невыполнима", Кейт Дики ("Игра престолов"), Райф Айнесон ("Гарри Поттер и Дары смерти"), Джоэл Эдгертон ("Великий Гэтсби"), Барри Кеоган ("Чернобыль").
Длительность: 02.10
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ