28501
0
24 апреля
Загрузить еще

"Запои" Олега Даля - это вымысел плюс "игра в театр"?

Фото: Кадр из фильма

Вышедшая книга "Олег Даль: "Я - инородный артист" приурочена к 80-летию со дня рождения актера. Автор - киновед, журналист Наталья Галаджева. Кстати, она - составитель и предыдущих сборников о Дале. Издание интересно уникальными воспоминаниями родной сестры и племянницы артиста, а также Георгия Вицина. Мы печатаем наиболее интересные фрагменты книги.

"Ей будет спокойнее с другим"

Из главы, написанной сестрой Даля Ириной Крыловой, мы узнаем подробности брака Олега с Татьяной Лавровой: 

"...В конце 50-х - начале 

60-х большой резонанс в Москве вызвал спектакль "Юпитер смеется" с Т. Лавровой, тогда еще студенткой мхатовского училища… Примерно в то же время по телевизору показали фильм об Алексее Кольцове, поэте, происходившем из родных мест отца. Отец был покорен и фильмом, и образом цыганки Тани в исполнении Т. Лавровой. И все каким-то неведомым чудесным образом совпало - и наше восхищение актрисой, как она хороша собой, и неожиданное сообщение Олега о том, что он женился - на ком? - на Тане Лавровой!

Состоялось знакомство семьями. Мама Тани с мужем жили тогда на Кутузовском в небольшой двухкомнатной квартире. Олег с Татьяной снимали квартиру (если можно назвать квартирой маленькую комнатку с кухней-прихожей в полуподвальном этаже на ул. Горького). Потом удалось приобрести для молодых однокомнатную квартиру в Сокольниках… Но совместная жизнь не заладилась, и вскоре они расстались. Мы все очень переживали, и Олег, безусловно, тоже, но они, видимо, поняли, что два взрывных характера, две творческие индивидуальности в одной "клетке" - это чревато. Олег сказал: "Тане будет легче, а главное, спокойнее с кем-нибудь другим". (Позже он утверждал, что сам же и познакомил Татьяну с ее будущим мужем.)".

Татьяна Лаврова стала второй женой актера.

"Полное на себя наплевательство"

Георгий Вицин снимался с Далем в нескольких картинах. Они были знакомы лет двадцать. Об их случайных встречах на съемках и в жизни Георгий Михайлович рассказал киноведу Александру Иванову. Тот сделал литературную запись воспоминаний народного артиста СССР:

 

"…Опять снимает Надежда Николаевна Кошеверова. Опять у Даля - две главные роли в одном фильме (речь идет о картине "Тень"). Внешне он почти не изменился. Внутренне - иной человек. Поговорили с ним минут пятнадцать в углу павильона. Желчен. Колюче зол. Раздражен на весь мир. Месяц назад женился на внучке знаменитого профессора-филолога Бориса Эйхенбаума (речь о третьей жене актера Елизавете. - Ред.).

Через месяц после нашего разговора - первый срыв. Пьян вдребезги. Работать не может. Пять дней съемок подряд. И - новый срыв, сильнее прежнего... В силу нашего личного, человеческого общения я видел, как Олег пьет все. Пиво пил и кружками, и бутылками - помногу. Залпом. С бокалом вина мог сидеть где-нибудь в ресторане ВТО, по часу рассматривая его на просвет. Вино пил маленькими глотками. Водку употреблял исключительно рюмками. Неограниченно (в отличие от вина) и очень-очень брезгливо. Если хотите увидеть, как Даль пил водку в жизни - пересмотрите чеховскую "Дуэль" (не помню уже, как она называлась у Хейфица): это практически хроникальные кадры с Далем (фильм "Плохой хороший человек". - Ред.). То же самое и в "Утиной охоте" Мельникова. Коньяк - любимый напиток. Пился с аристократической обстановкой на столе и желательно в помещении. Зачем я это все здесь излагаю? А затем, что не вижу ни единого повода для нескончаемых разговоров об алкоголизме Олега Даля! Те, кто эту грязь разносит, просто никогда не видели вблизи настоящих запойных алкоголиков.

Кстати, уж поверьте мне, легендарные "запои Даля" - на пятьдесят процентов вымысел, на пятьдесят - его "игра в театр". Пьянствовал он - да. Но и останавливался всегда вовремя. Такого фокуса вам ни один профессиональный алкоголик просто не сможет показать: раз! - и не пью с завтра. А Даль запросто мог. Было б желание. Его повышенное внимание к этой теме я лично определяю с тех самых съемок "Тени" совершенно иным словосочетанием: полное насебянаплевательство. Притом что есть две родные души, две женщины рядом, которым он всем этим доставляет невероятную боль: мама и жена".

ПО СИБИРИ

"Дядь Гош, мне так легче расслабиться..." 

Где-то с весны 1973-го у него началась совершенно другая жизнь. Он бросил все дела с алкоголем. Это был период мощного подъема его таланта и в кино, и в театре, и на телевидении. 

Помню, как я смотрел телеспектакль "Домби и сын" с его участием: он там играл такого злодея, мистера Каркера, - вспоминал Георгий Вицин. - Так я аж прослезился от радости за его успех. Думаю, что даже в Англии так, как Олег Даль, Диккенса никогда не играли. 

А по контрасту - воспоминание о "Двенадцатой ночи" в "Современнике"! После премьеры, которую уж и не знаю, как пережил (помирал от смеха, глядя на Олега!), пошел поздравить его за кулисы. А он уже идет мне навстречу в костюме Эгьючика, своей знаменитой походкой в этом образе.

Я как его увидел - опять пополам от смеха согнулся!.. Даль улыбнулся, очень изящно мне поклонился. Потом говорит: "Дядь Гош! Один-один!" И быстро удалился в грим-уборную. Это он намекнул на мое исполнение той же роли в кино ровно за двадцать лет до него…

…В мае 1979 года мы с Далем по приглашению ЦК ВЛКСМ принимали участие в концертной поездке по 

БАМу - молодежной "стройке века". В гостинице мы жили рядом, это было в Иркутске, и я нет-нет заглядывал к Далю. Неизменно заставая его… лежащим на полу. Прямо на кроватном покрывале.

- Ты не простудишься, Олег?!

- Нет-нет, дядь Гош! Мне так легче расслабиться от дороги и от работы…

Вышли утром из гостиницы. Море людей у входа. Даль с Вициным приехали! Событие мирового масштаба. Самое страшное на фестивалях и вообще в любой поездке - это вой­ти или выйти из гостиницы, кинотеатра, клуба - удалиться с "открытого места", одним словом. Потому что нравы обычно дикие. И чем восточнее по нашей стране, тем "прием" горячее. В общем, я как-то выскользнул из предбанника - и в машину. А Даль в дверях замешкался, давая кому-то автограф. Страшное дело… Как вся эта толпа на него поперла… Я только услышал, как этот взрослый мужчина, сдавленный людьми, взвизгнул, как ребенок.

Но там и милиция "дикая". Из недобитых забайкальских казаков. Два амбала - на голову выше Олега ростом - бросились к нему и как морковку из этой толпы выдернули. А потом, давя людей налево и направо, быстренько запихнули ко мне в автобус. А я сидел, признаться, ни жив ни мертв от увиденного… Очухался Олег от перепуга, кстати, не быстро. Потом говорит:

- Вот сукины дети! Чуть все ребра не переломали!..

К вечеру ему стало похуже. Очень бок разболелся. Приходила местная мед­сестра. Сделала ему укол обез­боливающий.

Выступали мы, как "московские звезды", в сборных концертах на открытых площадках. Олег только пел. Под гитару. Потом повезли куда-то далеко, в строительный городок. И там он спел. Закончил. Поднял голову - глаза у него округлились: со всех сторон одни только наголо вырубленные от зелени сопки. Он положил гитару на помост, взял микрофон в руку, а потом как заорет в него:

- Люди!!! На… вы все это "строите"???!!!

Тут нас быстренько пригласили пообедать, потом сразу отвезли в гостиницу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Олег Даль: Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко

Новости по теме: Утраты Кино