Григорий Чапкис ушел на 91-м году жизни, не справившись с последствиями перенесенного коронавируса. В последний пусть легендарного танцора провожалиродные – дети и внуки, близкие и коллеги.
Приехал проститься и президент Украины Владимир Зеленский. Во время прощания в Национальной филармонии постоял у гроба, подошел к семье хореографа, выразил соболезнования. На просьбы журналистов рассказать, каким был для него Григорий Николаевич, ответил коротко: "Сейчас не время".
- Владимир Александрович звонил мне накануне похорон, - рассказала нам Лилия Чапкис, дочь Григория Николаевича. - Я сейчас и не передам дословно, что именно говорил – это были теплые слова поддержки. Мы постоянно были на связи с мэром Кличко. Третья супруга Григория Николаевича, с которой он прожил очень много лет (с Аллой Чапкис Григорий Николаевич развелся после 24 лет брака и винил в этом неожиданно обрушившуюся на него славу после первого сезона "Танцев…". - Прим. ред.), в телефонном разговоре призналась, что очень любила папу. Плакала… Тут, в зале, есть Людмила, женщина, которая была рядом с ним последние годы (два года назад Григорий Чапкис признался в интервью, что влюблен в женщину, которая младше его на 51 год. – Прим. ред.). Она ему не жена официально, любимая женщина. Мила очень помогала, особенно в последние, очень непростые дни.
- Все случилось очень быстро и неожиданно для нас, - рассказывает нам сын Григория Чапкиса - Грег. – Из-за пандемии сейчас очень трудно выехать из Америки, потому прилетел в Киев сам – без жены и сыновей. Папа видел моего старшего сына, когда гостил у нас в Америке, младшего, которому всего пять лет, знал по фотографиям. У нас очень дружная семья. Несмотря на то, что мы разбросаны по всему миру – моя семья в США, Лили – в Италии, тесно общаемся.
- Он учил меня не только танцевать, он учил меня ходить, – грустно улыбается Анна, старшая внучка хореографа. - Отмечал, что многие люди передвигаются, сутулясь, смотрят куда-то в землю. "А нужно нести себя! - так он учил и мою маму, и меня с сестрой Викой. – Сначала "идет" ваша аура, а только потом входит ваше тело". Став взрослой, я и сама нередко давала ему советы, он прислушивался. Почти все в нашей семье, как дедушка, танцоры: мама моя - Лилия Чапкис, ее брат - Грег Чапкис и моя сестра - Вики Чапкис. С ними иногда тяжело даже разговаривать - они говорят только о танцах! Когда возмущаешься, удивляются: "А о чем еще можно беседовать?" Моя мама - потрясающий хореограф. И вырастила из меня хорошую артистку (Анна Сафрончик - известная в Италии актриса, телеведущая и топ-модель. - Прим. ред.). Только Чапкисы знают, как это делать! Артистичность - это и у дедушки в крови, и у нас всех. Я это очень чувствую. И уход дедушки - очень большая потеря для всех нас. Знаете, мне не раз предлагали участвовать в итальянском варианте "Танцев со звездами", но я очень занята, отказывала. А дедушка мне говорил: "Мы еще в украинских вместе зажжем!" Но теперь уже не получится…
|
- Последний раз я была в Киеве года два назад, - продолжает Анна. - Затем закрутилась с работой, а потом всех нас накрыло пандемией. Мама очень переживала, что не может увидеться с отцом. Слава Богу, что ей удалось приехать в Киев две недели назад. В больнице она была с ним рядом. Рассказывала, что он очень страдал, и она, как могла, старалась отвлечь его от боли. В последние часы он лежал в кровати, давал ей руку, а она перед ним танцевала вальс и, кружась, вытирая украдкой слезы, говорила: "Папочка, видишь, направо-налево, ты меня крутишь". Она ему рассказывала, как это могло бы быть, если бы он танцевал с ней: "Видишь свет? Все тебе аплодируют!" Вот так "танцуя" с моей мамой, он и ушел. Потом она всем нам прислала видео, которое снял кто-то из персонала, и написала: "Я так рада, что мой папа последний свой вальс танцевал со мной". Я не знаю, как ей пришло в голову все это придумать, но было видно, что он уходил в блаженстве.
Ему очень помогал и мой папа (заслуженный артист Украины, оперный тенор Евгений Сафрончик. - Прим. ред.). Когда нас не было, был его первым помощником.
- Мы дружили с Григорием Николаевичем, несмотря на то что я уже давно в разводе с Лилией, - рассказывает нам Евгений. - Она уехала с дочкой Аней в Италию, а я остался в Киеве. У меня были ключи от квартиры Григория Николаевича. Он мог мне позвонить в любое время дня и ночи. Вот, например, история: одиннадцать часов вечера, сильный мороз - зима, звонок от него: "Женя, у меня заглохла машина на Шулявке, уже замерз, помогай!". Прыгаю в троллейбус, еду выручать. Время от времени он ложился в больницу на обследование, я его проведывал.
Накануне прощания с Григорием Чапкисом мы звонили многим артистам, которые знали его "по ту сторону экрана", с просьбой поделиться своими историями о нем. Много интересного нам рассказали и знаменитости, которые пришли с ним проститься.
|
- Я знал его как очень доброго человека в жизни, но очень строгого в своей профессии, - вспоминает танцор и хореограф Дмитрий Дикусар. - И это такой контраст: насколько человечный и мягкий, настолько бескомпромиссный и требовательный к себе и окружающим. Если что-то на паркете шло не так, от его гнева не спасало ничего!
Мы часто переписывались, он присылал мне какие-то интересные видео по соцсетям. Я отмечал для себя, насколько он активный, неравнодушный - ему никогда не было все равно. Одна из его последних фраз: "Деньги не имеют никакого смысла, самое главное - твое счастье и счастье твоей семьи. Квартиры и машины никогда этого не заменят".
Он делился со мной личным - рассказывал, что встретил женщину, которую полюбил. После развода с третьей женой он долго был одинок. И он еще сказал такую фразу (не знаю, напечатаете ли вы ее): "Запомни, Дима, новая женщина - новые яйца!" Я не видел Людмилу ни разу, признаюсь честно. Знаю только, что ей на момент их знакомства было 38 лет. У нее свой ювелирный магазинчик, где они и познакомились. Он мне рассказывал, что пошел в магазин, потому что внучка сказала, что его украшения давно не модны, надо менять. А он был артистом! Всегда выглядел очень аккуратно, импозантно, ярко - умел произвести впечатление.
Только с его появлением в "Танцах со звездами" все перестали, как бы это покорректнее сказать… Скажу как есть: унижать меня на паркете. Григорий Николаевич вышел и сказал, что я один из лидирующих танцоров Европы и телешоу за честь, что принимаю в нем участие. Только после этого молодое поколение судей перестало себя вести вульгарно и грубо…
- С Григорием Николаевичем мы познакомились 15 лет назад на первых "Танцах…", - рассказывает нам бессменный ведущий телепроекта Юрий Горбунов. - Когда встретились спустя годы, я для себя отметил: он совсем не изменился внешне. Просто удивительно!
Важнейшая черта его характера - чувство юмора. Он обожал анекдоты, прекрасно их рассказывал. Был очень мудрым. Считал, что самое главное в жизни - найти дело, которое будет приносить удовольствие. Говорил, что надо выбрать то, что вы делаете в своей жизни лучше всех, и сделать это своей профессией. И в этом тяжело с ним не согласиться! А его крылатые фразы, которые с экрана пошли в народ! Помните: "Если не можете бежать, идите. Не можете идти, ползите, но двигайтесь всю жизнь!"
Он очень любил общаться, ему нравилось, когда к нему обращались за советом. С удовольствием делился своим богатейшим опытом. Мне очень импонировала его честность - к другим и себе. Например, во время эфира на "Танцах…" он говорит артисту, что очень его любит, но тут же добавляет, что сегодня танцевал плохо. И при всем уважении он не может поставить ему хорошую оценку, потому что завтра не сможет смотреть в глаза своим студентам. Он не кривил душой, ставил на первый план профессиональные качества, а не дружбу и все остальное - жил в согласии с собой.
- Он мне запомнился каким-то невероятно острым чувством справедливости, - рассказывает нам певица Надежда Мейхер, которая дважды участвовала в проекте "Танцы со звездами". - И даже если он кого-то критиковал на паркете, то все это было очень достойно и деликатно. Всегда - по делу, справедливо. А если уж хвалил, то делал это так вдохновленно, что у тебя вырастали крылья. Все мы, кто его знал, относились с нему восторженно, с глубоким уважением. И знаете, немножко даже с белой завистью: в свои годы он был невероятно энергичен. Так сохранить живость и тела, и духа - не встречала больше таких людей. Его жажда к жизни была просто неугасаемая.
- Действительно уходят легенды, - вздыхает певец Павел Зибров. - Вот только недавно мы провожали Крикунова (Игорь Крикунов - худрук цыганского театра "Романс". - Прим. ред.), а вот теперь - Чапкис… Он оставил просто планетарный след в своей профессии. До последнего всем нам показывал, как надо жить: не заглядывать в свой паспорт, а творить, творить, творить. Конечно, и у него бывали проблемы со здоровьем, но об этом никто не знал. Как он держался! До последнего - за рулем автомобиля. Ну просто молодец! Всем, кто хочет идти рано на пенсию, мой совет: берите пример с Чапкиса.
- Я знаю, теперь уже - знала, Григория Николаевича достаточно неплохо, потому что мы преподавали на одной кафедре в Киевском университете культуры, - рассказывает нам хореограф Алена Шоптенко. - Он мастер своего дела и для меня всегда был примером, как нужно работать и вообще - жить. Мы очень хорошо общались. Он был открытым, не боялся экспериментов, охотно принимал все новое. Его выступления перед студентами всегда были очень глубокими, видно было, что преподавание приносит ему удовольствие. В первых "Танцах…" он симпатизировал нашей паре с Владимиром Зеленским. Помню его слова: "Пара номер пять показала себя, как всегда, хорошо".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ