26 декабря
Загрузить еще

Стендап-комик Бекир Мамедиев – о шутках про Крым, смешном и не смешном юморе и заработках стендапера

Стендап-комик Бекир Мамедиев – о шутках про Крым, смешном и не смешном юморе и заработках стендапера
Фото: facebook.com/1standupclub

С Бекиром Мамедиевым у нас получилось необычное интервью. Первая наша беседа, к сожалению, не записалась, а пересказывать по памяти часовое интервью – это были бы вольности. Поэтому разговаривали мы много. Это интервью получилось не похоже на предыдущее, с уже другими настроенческими нотками. Бекир Мамедиев – о профессии стендапера, шутках, юморе и восприятии юмора в нашей стране.

"Стендап – это не массовое мероприятие"

- Бекир, страшный сон журналиста – это когда не записалось интервью. Какой страшный сон стендапера?

- Мне не раз снилось, что я выхожу на сцену, а передо мной – белый лист и я абсолютно не знаю текста. Хотя до этого у меня якобы было много времени подготовиться, но я почему-то этого не делал, постоянно меня кто-то отвлекал… Не понимаю, почему мне это снится. Такого в моей жизни не было, у меня нет такой боязни и не думаю, что когда-то такое случится со мной в жизни. Но вот сон такой снится (смеется).

- Вы дали большой сольный концерт в театре "Браво". Какой путь надо пройти, чтобы собрать зал на свой сольный концерт?

- Если быть честным, наверное, года три мне понадобилось, чтобы сделать свой первый сольный стендап-концерт. До организации этого сольника я занимался стендапом лет 5. Но, опять таки, нельзя сказать, что я шел к этому все 5 лет. Стендапом начал заниматься в 2014 году, выступал тогда раз 5 в год и думал, что часто выступаю. Потом уже, году так в 2017-м, понял, что надо выступать намного чаще - несколько раз в неделю. И с этого момента по факту начался мой путь как стендапера - когда ты постоянно выступаешь, нарабатываешь материал, изменяешь его, улучшаешь.

- Нарабатывали материал, выступая в небольших заведениях?

- Были и большие. У нас был стендап-клуб, куда входили 6 человек, и в Киеве мы собирали Freedom. Это довольно большая площадка. Раз в два месяца ездили по большим городам – Харьков, Днепр, Львов, собирали зал на 800-900 мест. Однажды собрали Центр культуры и искусств НАУ - 1200 человек. Когда мы объединяли усилия, были и большие площадки.

- Это неплохо! Можно ли тогда говорить, что стендап популярен в Украине?

- Сказать, что стендап популярен в Украине нельзя. Это не массовое мероприятие. Это ниша, которую занимает зритель, который устал или которому не нравится популярный юмор на ТВ. И он ищет альтернативу в виде стендапа. К сожалению, стендап пока не очень популярен в Украине.        

- Кто эти люди, которые понимают и любят стендап?

- Приходят разные люди. В зависимости от места. Если это какой-то бар, например, где немного места, небольшая сцена, не очень дорогой вход, 200-250 грн., - придет более молодежная аудитория. Если это, к примеру, Carribean Club, где сцена побольше, и билеты уже дороже, от 600 грн, то приходит публика в возрасте 35-50.

Как правило, чем дороже заведение, тем чаще приходят люди не конкретно на стендап, а просто весело провести вечер. Они будут сидеть, пить вино, курить кальян и при этом слушать стендап. На такую аудиторию работать довольно сложно - тебе надо побороться за внимание человека с его едой (смеется).

Мне, конечно же, больше всего нравится выступать на концертных площадках, когда люди приходят конкретно смотреть и слушать. Люди приходят конкретно на стендап, конкретно на комиков, которые им нравятся, и эти концерты всегда проходят здорово, потому что люди знают, куда они пришли, чего они хотят, кто им нравится, и такая атмосфера располагает к смеху.

- Зависит ли репертуар от того места, где вы выступаете? Скажем, будет это выступление в лакшери-ресторане, клубе или концертном зале?

- Не сильно зависит, но мы стараемся немного подстраиваться. Понятно, что на взрослую аудиторию мы пытаемся на какие-то более семейные темы шутить, бытовые, которые будут понятны. То есть, мы убираем шутки про реп-баттлы, к примеру, если видим, что собралась более взрослая аудитория. И, наоборот, если собирается аудитория молодая в зале, до 25 лет, то рассказывать им про сложности быта со своей второй половинкой, про организацию свадьбы - это сложно, они с этим не сталкивались и не знают проблематику.

Как-то я рассказывал о том, как тяжело организовывать две свадьбы, смотрю, шутки плохо работают. Спрашиваю у зала: "А похлопайте, кто организовывал свадьбы?" Никто не хлопает. Все понятно. И тогда я начал импровизировать, переходить на темы, более близкие аудитории. Иногда нужно на ходу и даже открыто подстраиваться под ситуацию.  Мол, я понял, что вам не интересно, давайте поговорим о другом.

После сольного концерта. Фото: Инстаграм Бекира Мамедиева

"Собрать 80 смешных минут за год – это супер-продуктивная работа"

- Кстати, про время и усилия. Ваша фраза о подготовке к сольнику: "80 минут моей жизни, к которым я готовился год". То есть, чтобы написать один концерт – нужен год? Расскажите, насколько это сложно? Люди то думают: ой, ну что ту сложного – вышел, подурачился и все.

- Даже эти 80 минут – это больше чем год. Понятно, основная работа была проведена в последний год, но там были шутки, которые были написаны за два года до концерта (сольник был в 2019 году. – Авт).Я каждый месяц пытаюсь выписать новые 10 минут материала. Конечно, пишется намного больше, примерно минут 30 нового текста. Из него смешных шуток – 10 минут. Плотных смешных – 5-6 минут. Каждый раз ты выжимаешь, выбираешь самые плотные сочные блоки, складываешь их вместе – так я собирал 80 минут плотного смешного монолога, где ты знаешь, что каждая шутка - рабочая. Собрать 80 качественных и смешных минут за год – это супер-продуктивная работа.

Да, есть куча другого материала, где плотность юмора меньше, его можно рассказывать на живых концертах, поскольку там атмосфера располагающая. Но если ты потом снимаешь их на видео и куда-то выкладываешь, комику уже тяжелее удержать внимание, если он не является очень сильной личностью, за которым интересно следить вне зависимости от того, что он говорит.

Плотность шуток очень важна, чтобы заинтересовать. Человек не успевает задуматься, кто и что ему рассказывает, идут шутки, шутки, шутки, и он смеется. И когда зрители уже будут лучше тебя знать, приходить именно на тебя и хотеть услышать конкретно Бекира Мамедиева, можно плотность шуток делать чуть меньше, добавлять больше мыслей, свое отношение к жизни, размышления, и периодически это разбавлять шутками и не гнаться за плотностью.     

- Как вы понимаете – шутка плотно смешная или не очень? Чувство юмора у всех то разное.

- Я каждое свое выступление записываю на диктофон. Пишу, собираю 10 минут материала и выхожу на зал, где люди пришли либо бесплатно, либо за очень низкую цену билета, и рассказываю свежие шутки. Рассказываю, записываю на диктофон, прихожу домой, слушаю, как что рассказывал и как люди смеялись. И ищу слабые места. Либо переписываю, либо убираю вообще. Оставляю те блоки, где чаще всего смеются. Когда я формирую, собираю текст своего выступления, понимаю, что между плотными шутками не должно быть больше двух строк текста, иначе будет провис. Вот так разбавляю, начиняю.

- Над чем больше всего смеются?

- Наверное, отношения и быт - это самые простые темы, которыми ты можешь рассмешить зрителя. Но вообще лучше всего заходят шутки про себя, я бы так сказал. Когда ты, например, картавишь, тебе обязательно надо про это пошутить, и люди посмеются. А если ты не расскажешь об этом, будут вопросы: "А чего он картавит и вышел на сцену". Надо это обыгрывать. Надо, чтобы людям было понятно, про что идет речь, тогда шутка работает.

- Я не могу не отметить ваш монолог про Крым (смотрите видео). Как вам удалось так искусно поговорить со зрителем про больную, острую тему интересно и смешно? Долго к этому шли?

- Да, это тот блок, над которым я долго работал. Я давно хотел рассказать про Крым. Это во мне сидит, это мне болит. Я об этом всегда говорю с людьми вне сцены и мне хотелось донести это на сцене. Поэтому искал форму, в которой можно, во-первых, донести мысль, которая во мне сидит, во-вторых, пошутить, в-третьих, чтобы это не вызывало напряжения, и, в-четверых, сделать еще какой-то вывод во всей это истории. А это самое сложное. Одно дело - пошутить, другое – а что же делать дальше? И тебе надо найти ответ на сложный вопрос.

Очень много проверял, пытался искать разные формы, как пошутить на эту тему, много раз сталкивался в зале с тем, что идет напряжение, потому что есть шутки на грани, и очень сложно было соблюсти эту грань. Но в итоге нашел нужную формулу, связал рассказ через быт о моем знаком из Крыма (в монологе это брат, который все ворует со склада. – Авт.). Все знают, как у нас, к сожалению, воруют на таких должностях. Поэтому предложил амнистировать его на территории Украины, потому что за 5 лет работы завскладом он нанес России больше урон, чем санкции. Я рассказал, в какой ситуации оказались там люди не по своей вине. Через юмор я показал, что есть и такие люди, и надо попытаться понять обстоятельства, в которых они оказались. Я попытался оправдать их через юмор. Да, во всем этом был нерв, люди понимали, что я хожу по краю. Но именно этот момент и держит, как по мне, этим и интересен. Люди такие: "Ага, давай, а что ты скажешь дальше!"

Кстати, недавно выступал с новыми шутками, где снова затронул тему Крыма. Заход был такой, что я сам из Крыма, сейчас живу и работаю в Киеве, но есть очень много людей, которые смотрят меня из Крыма, и хотят, чтобы я сделал там концерт. И я говорю: "Могу ли я там сделать концерт или нет?" Зал разделился – кто-то говорит нельзя, кто-то – можно, и на этом моменте я дальше строю шутки. Когда такая спорная тема, людям становится интересно: "А какая моя позиция? А что я скажу?" И мне нравится это в стендапе – что я могу поднимать тему, которую в массовом юморе, наверное, никогда не поднимут. Первое, что приходит в голову в такой ситуации, - это осуждение. Но когда ты начинаешь подбирать аргументы, размышлять на эту тему и таким образом переманивать людей на свою сторону – в этом, наверное, самый цимес, как говорят в Одессе. 

- Это еще и мастерство пройти по грани.

- Иногда ты переходишь грань. Были некоторые шутки, когда ты думаешь: "Идет напряжение в зале, тишина, значит, не туда пошел, хорошо, вернемся, а давайте так попробуем". Ты смотришь на реакцию и работаешь, исходя из нее.

- Часто бывают такие спорные моменты, когда растет напряжение, и приходится переиначивать шутку?

- Смотря какая ситуация. Я же еще провожу предварительную работу перед тем, как выйти на проверку материала. Было, что людям не понравилось, что так я шутил про Крым. Но я не стал сворачивать историю, а начал разговаривать с теми людьми в зале, которым не понравилось, чтобы они поняли, почему я так шучу, и что неправы они, а не я.

- Это та сама шутка про брата, который ворует на складе?

- Да. Тогда мне кто-то что-то выкрикнул из зала. Но, как правило, идет выкрикивание, и когда ты прямо обращаешься в зал, кто выкрикнул, то человек уже второй раз не имеет смелости выкрикнуть. Пока человека не видно, он кричит, а когда к нему обращаешься, обращаешь на него внимание, он уже, к сожалению, не такой смелый становится.

С женой. Фото: Инстаграм Бекира Мамедиева

"Шутка всегда должна быть уместна"

- У вас еще много шуток про родителей и жену. Жена то, уже, наверное, привыкла и понимает. Родители не обижаются? Не все понимают, что это сборные образы, а не на самом деле ваши родители.

- У меня нет шуток, оскорбляющих родителей. Например, даже перед тем, как сказать слово жлобы, я объясняю ситуацию, потому что мы строили дом и в детстве меня не баловали подарками.

У меня настолько правильные родители, что даже если я их задену, они никогда мне не скажут об этом. Думаю, и надеюсь, что я их не обижаю. И я бы никогда в жизни не хотел их обидеть.

- Мы уже упоминали, что самые сильные шутки – про отношения. Но, в то же время, вы говорили, что это и самая болезненная тема. Почему?

- Потому что это то, с чем ты сталкиваешься каждый день. В отношениях накапливаются какие-то ситуации, которые ты можешь вывести только через юмор. Человек от человека не сильно же отличается. И у каждого в отношениях происходят схожие ситуации. И когда ты попадаешь в эту правду, о которой никто не говорит, это вызывает реакцию, люди понимают, что не они одни так думают, что у них есть единомышленники, и их целая армия – весь зал. А когда не у одного меня так, значит, я нормальный, и люди смеются.

- Есть ли запретные темы, на которые шутить не стоит?

- Шутить можно на все темы, но надо понимать, где ты находишься и о чем ты сейчас шутишь. Шутка должна быть уместна. К сожалению, сейчас у нас есть темы, на которые ни в коем случае шутить нельзя. Например, тема войны. Мы все с этим столкнулись, много людей погибли. И ты не можешь даже думать, чтобы шутить на эту тему.

Но когда в стране все будет хорошо, пройдет много лет, все наладится, наверное, будут шутки и на эту тему, и они будут восприниматься проще. Но сейчас этого делать нельзя.

- Вы какой юмор любите?

- Мне нравится стендап. Я обычно смотрю американских, британских комиков, есть много молодых ребят. Дейв Шаппелл, Лу Си Кей нравятся. Плюс, это, думаю, из-за искаженного чувства юмора, так как я каждый день пишу шутки, мне очень сильно нравится неожиданный юмор. То есть, как кто-то падает где-то, ему больно – такие видео меня веселят. Хотя это ненормально, понимаю (смеется). Обычная реприза меня уже не развеселит, потому что ты понимаешь, как она строится, а вот то, что твой мозг не ожидал увидеть и оно происходит, – это веселит.

"Самый лучший способ продвижения - это телевизионные эфиры"

- Можно ли на стандапе заработать? Чтобы безбедно жить или прожить?

- Опять же, если ты один и у тебя не сильно высокие требования. Если, к примеру, снимать однокомнатную квартиру где-то недалеко от центральной части Киева и недалеко от метро, в более-менее хорошем состоянии, питаться достаточно качественными продуктами, не всегда в ресторанах, и ездить отдыхать раз в год, то, наверное, можно.

- Но это уже когда комик достиг некого определенного уровня популярности?

- Да, мы сейчас говорим о комиках, которые стабильно могут выдавать хороший материал и которые крепко стоят на сцене, не бояться сделать шаг влево, шаг вправо, импровизировать. Сейчас в Киеве появилось целое движение комиков, и это классно, но среди них много людей, которые пока еще шутят плохо. И таким, наверное, тяжело будет заработать.

Но чем лучше ты выступаешь, тем чаще тебя зовут на концерты, тем больше ты зарабатываешь.

- Откуда у вас берутся штуки? Это наблюдения, чьи-то истории – как собираете свой материал?

- Раньше это было наблюдение. Когда-то я даже специально пытался разнообразить свою жизнь, соглашался бывать в каких-то компаниям, чтобы набраться историй и была почва для шуток. Слушал чужие истории, рассматривал жизнь и пытался об этом пошутить. Сейчас это больше наблюдения в себе, больше размышления, потому что когда очень многие комики используют наблюдения, наблюдения заканчиваются. Поэтому дальше каждый копает под себя, пытается что-то рассказать о себе такое, что найдет отклик у зрителя.

- Какие перспективы развития стендапа в нашей стране? Много ли у нас талантливых ребят, чтобы собирать залы?

- Талантливые ребята появляются, каждый день есть какие-то концерты. К сожалению, очень много из них некачественных. Но, надеюсь, когда-то количество перейдет в качество, в Украине будет много самодостаточных комиков, которые будут собирать большие залы. Надеюсь, это будет в каком-то двадцатом году. Хочу, чтобы так было.

- В 2019-м вы признавались, что сбылась одна из ваших мечт – вы выступили в "Октябрьском". Какая сейчас большая мечта?

- Сейчас большая мечта – сольный концерт во Дворце "Украина". Хочу сделать это в ближайшем будущем. Но это долгий и очень сложный путь.

- Где можно продвигать себя, где людям о вас узнать?

- Самый лучший способ - это телевизионные эфиры. Соцсети. К сожалению, я не очень активно их веду, ленюсь и мне тяжело это делать. Я, наверное, другого склада человек. Хотя это все оправдания. Соцсети надо вести. Опять же - выкладывать свои выступления в Youtube, потому что его смотрят все.

- А почему так важен телек? Все говорят, что его не смотрят, но все туда хотят.

- Насколько бы ни был развит Youtube, у телека все равно охват больше. И если у тебя будет 10 эфиров на ТВ в прайм-тайм 10 недель подряд, тебя увидят миллионы людей. А чтобы миллионы людей тебя увидели в Youtube, надо намного сложнее путь пройти.  

СПРАВКА "КП"

Бекир Мамедиев родился в поселке Нижнегорский в Крыму. Закончил Киевский политехнический институт. Учился на факультете "Информатики и вычислительной техники" (специальность "Инженер компьютерных систем и сетей"). Но, как видим, айтишник из Бекира не вышел.

"На 3 курсе я даже пошел работать, - рассказывает Мамедиев. – Но, проработав почти год, понял, что в офис мне ходить скучно, и я себя поймал на мысли, что хожу туда только чтобы получить зарплату. И я подумал, что можно попробовать себя в юморе. Вот – до сих пор пробую".

Победитель шоу "Рассмеши комика", участник шоу "Гуднайт Клаб". Женат.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Стендап-комик Андрей Кит: Если в твоей жизни все хорошо, то в стендапе тебе делать нечего