Украинская телеведущая Надежда Матвеева, которая в ноябре призналась, что росла в атмосфере насилия, дала интервью Маше Ефросининой. Мария спросила, почему мама Надежды 14 лет терпела рукоприкладство и пьянство мужа. Матвеева уверена, что мама не из тех женщин, которые сохраняют семью ради детей.
- Это же было тогда, когда было социальное давление. Буквально, это было потому что нам некуда было пойти. Вот сейчас, когда мы советуем женщинам: "Беги, если бьет, куда угодно, находи, что угодно", я понимаю, что иногда это невозможно сделать. Говорят: "Беги!", а куда ты побежишь – непонятно. Я помню, как мы с мамой пытались разменять уже после развода двухкомнатную хрущевку, в которой мы жили. Ходили по таким районам! Печное отопление, и когда мы возвращались, мама говорила: вот мы нашли варианты, давай разъезжаться, пожалуйста. "Мне нормально" (отвечал отец. – Авт.). С этим живут женщины и сейчас, - сказала Матвеева.
Надежда также призналась, что ни в чем не винит ни себя, ни других. Она не считает себя жертвой.
- Как я не стала не жертвой, если я видела это в себе? Это страшно. Я думаю, что благодаря моей маме, которая боролась изо всех сил теми способами, которые ей были доступны. У нас (с Ефросининой. – Авт.) зашел разговор о самопожертвовании. Один из видов самопожертвования – это терпеть насилие, оставаться жертвой, - сказала Матвеева. – Мама никогда не говорила, что делает это ради ребенка. Наоборот, она спасала и меня, и себя тоже. В смысле ради детей? Если я становилась между папой и мамой, когда он кидался на маму? И стоял крик на весь этот дом пятиэтажный? В смысле ради детей, если я знала, что после скандала, слез и всего этого ужаса единственный способ, как дальше жить в одной квартире – это я, маленький дипломат, иду и начинаю разговаривать с папой. Всегда, до 14 лет.
Надежда Матвеева призналась, что никогда не горела желанием восстанавливать свое генеалогическое дерево. Потом поняла, что это связано с домашним насилием.
- У меня по женской линии бабушка была дочерью сельского кузнеца, который лупил ее маму до такой степени, что они бежали из того места, где они жили, даже оставив паспорт. Бабушка даже не знала своей девичьей фамилии. Мой дедушка, которого я уже знала (прадеда я не знала, естественно) бил бабушку (в селе они жили). Последний раз в жизни он побил ее уже после операции. Наверное, за два месяца до смерти, и у нее были синяки. Моя бабушка всеми силами своей души и физически пыталась мою маму выпихнуть в город из села, в котором они жили, потому что она понимала, что там нет никаких перспектив. Моя мама такая скромная и затюканная была, что когда она приехала и встретила моего папу (старше ее на пять лет), и он сказал ей: "Мой отец был алкоголиком, и я никогда не допущу, чтобы моя семья жила так", мама – я не могу сказать, что она поверила. Она просто в 20 лет выходила замуж, потому что она в жизни ничего не видела. Какие там перспективы? Он всю жизнь бил ее и умер страшной смертью в одиночестве. Папина линия: его отец алкоголик, который умер молодым от алкоголизма. Мама папы осталась с шестью детьми (двое умерли, четверо остались). Папа был старшим, и она отдала его в интернат, потому что она не могла сама после войны. Отец его бил страшно, привязывал к кровати. Это просто ужас, в котором он жил. Он надеялся, что вырвется из этого, но у него не получилось, потому что он не видел ничего другого. И теперь скажи, какие у меня были шансы сидеть сейчас здесь с тобой? Оно все сошлось, наваливалось. Я смотрела, как живет моя мама. Она уже ушла от отца и больше всего ненавидела пьянство и алкоголизм, от которого одни беды и тогда, и сейчас. Так что ты думаешь? Она пошла жить в дом бабушки и дедушки, они уже умерли к тому времени. Так там брат ее алкоголик! Я смотрела на жизнь мамы и думала: "Мама, ну почему все время вокруг одни пьяные?". Карма, судьба? И больше всего мама боялась, что я продолжу. В какой-то момент я посмотрела на вот это, и думаю: "Как у меня получилось? Как?". На мне это закончилось, - призналась Матвеева.
По слова Матвеевой, бабушка мечтала, чтобы она выучилась и нашла хорошую работу, стала независимой. Каждую копейку они с мамой откладывали, чтобы отправить ее учиться в другой город. Надежда окончила школу с золотой медалью, а вуз – с красным дипломом. 52-летняя телеведущая считает, что сейчас у женщин гораздо больше возможностей вырваться из ада, поэтому стоит бороться.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Препарируем домашнего тирана: откуда у мужа берутся замашки маньяка
Психолог объясняет, почему семейные насильники уверяют, что любят жен, и как распознать будущего деспота в женихе.