У Вячеслава Зайцева всегда доброе лицо - монгольское (по его словам), с лучиками морщин вокруг глаз и неизменной улыбкой. Он с большим интересом слушает, что вы ему говорите, и всегда готов делиться своими придумками, которые с пяти лет генерируются в его голове. Он никогда не останавливается, несмотря на свои недуги и сложности. Он смог пережить и страшную аварию в 71-м году, из-за которой чуть не лишился ноги. И часто резко отрицательное отношение властей к его экстравагантности - не сразу его приняли и позволили обшивать первых леди. И отсутствие денег, стесненные обстоятельства… И в итоге стал тем, кем стал - Славой Зайцевым, известным на весь мир. Мы решили вспомнить знаковые моменты в карьере Вячеслава Михайловича.
Главное платье Пугачевой
Потихоньку к Вячеславу Зайцеву потянулись звездные клиенты. Алиса Фрейндлих, Людмила Максакова, Галина Волчек… И не только женщины - Михаил Ульянов, Владимир Зельдин с удовольствием носили элегантные костюмы. Были наряды, которые вошли в историю. Фирменный балахон для Аллы Пугачевой придумал именно Зайцев (в 1978 году для фестиваля "Сопот"). По его словам, Пугачева стеснялась своего тела, он помог сделать и женственный, и таинственный наряд, который потом назвали главным платьем в ее карьере.
Зайцев стал автором главных нарядов Эдиты Пьехи, самой стильно одетой певицы 60 - 70-х. Эдита Станиславовна признавалась, что Слава говорил: "Я не тебя одеваю, а твои песни". Он же стал автором ее знаменитой прически - потом парикмахеров годами мучили сделать "прическу под Пьеху".
Балахоны, придуманные Зайцевым, Алла Пугачева носила много лет.
"Красный Диор"
Карьера Зайцева началась с позора. Его первая коллекция, представленная на швейной фабрике Мособлсовнархоза в 1963 году, совсем не понравилась комиссии. Дирекция вынесла начинающему модельеру строгий выговор и отстранила его от руководства экспериментальной модой. Но каким-то чудом на показе был фотограф из французского издания "Пари-матч", который снял моделей, одетых в цветные валенки, телогрейки и юбочки из павловопосадских платков.
То, что было провалом в Советском Союзе, обернулось небывалым успехом во Франции: после статьи на шести полосах с заголовком "Теперь в СССР есть свой художник" Славой заинтересовались Пьер Карден и модный дом Dior. Через два года состоялась историческая встреча в гостинице "Киевская" с французским гением моды и креативным директором Dior Марком Боаном. На нее Зайцев, несмотря на запрет властей, пришел в свежекупленном в комиссионке твидовом пальто и с невероятным энтузиазмом. Фото со встречи вышло в нью-йоркской газете под заголовком "Короли моды", что, конечно, помогло Зайцеву поверить в себя и продолжить творить. Первый его заграничный показ прошел в 1967 году, где ему присудили Гран-при и приклеили лестное прозвище "Красный Диор". Но сам Зайцев смог приехать в Париж только в 88-м году - до этого он оставался невыездным.
Слева направо: Пьер Карден, Вячеслав Зайцев и креативный директор Dior Марк Боан на тайной встрече в гостинице "Киевская" в 1965 году. После нее о советском модельере узнал весь мир. Фото: Личный архив Вячеслава Зайцева
Олимпиада-80
За форму Зайцев не хотел браться: "В 1979 году меня вызвал к себе завотделом пропаганды ЦК КПСС Евгений Тяжельников и сказал: "Нам хотелось бы, чтобы вы занялись оформлением Олимпиады-80". Я объяснил, что ушел из моды. Тогда Тяжельников сказал, что со мной хочет увидеться министр бытового обслуживания. Я к нему зашел: дивный русский мужик. Иван Григорьевич Дуденков сделал мне предложение, от которого невозможно было отказаться: "К Дню города я строю большой Дом быта. Не хотите его возглавить?" В итоге мир увидел советских спортсменов от-кутюр. А в 1984 году на зимнюю Олимпиаду в Сараево Зайцев уже одевал наших в забавные шапки с козырьком (вместо привычных меховых), а женщинам повязал на шеи любимые павловопосадские платки.
За форму для Олимпиады-80 кутюрье получил здание на проспекте Мира для уже легендарного "Дома Моды Вячеслава Зайцева". Фото: ТАСС
Театр на подиуме
Вячеслав Зайцев стал первым в стране кутюрье, который начал одевать актеров на сцене. Он был художником по костюмам для "Вишневого сада" театра "Современник", сценические костюмы в его исполнении носили актеры Театра сатиры ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Ее превосходительство"), МХАТа ("Последние", "Эта странная миссис Сэвидж", "Все кончено"), Театра имени Вахтангова ("Принцесса Турандот", "Мартовские иды", "Ричард III"), Театра имени Моссовета ("Сердце Луиджи"), "Современника" ("Три сестры", "Анфиса", "Лоренцаччо", "Кто боится Вирджинии Вулф?").
Валентин Гафт и Марина Неелова в костюмах от Зайцева в спектакле "Вишневый сад". Фото: sovremennik.ru
Наряд для Влади
Не все знают, что Вячеслав Зайцев дружил с Владимиром Высоцким. Бард вместе с кутюрье даже вместе обращались к личному портному Леонида Брежнева, чтобы он помог им одеть Арсения Тарковского на Венецианский фестиваль, где режиссер представлял "Иваново детство". А сам Зайцев одевал Марину для обложки ее с Высоцким пластинки в 1975 году. Фотограф Валерий Плотников обратился к Вячеславу Михайловичу, чтобы тот придумал для Влади наряд. Она, по словам Высоцкого, не хотела никаких модельеров, но в итоге поддалась обаянию Зайцева. Пластинку, увы, не выпустили, а фотографии висели в квартире Высоцкого и Влади на Малой Грузинской. После смерти поэта Влади увезла их с собой в Париж. А спустя тридцать лет продала их на аукционе.
Марина Влади позирует в платье от Зайцева для обложки ее совместной пластинки с Высоцким (невышедшей). Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies