Загрузить еще

Откуда у Элины Быстрицкой появились миллионы долларов

Откуда у Элины Быстрицкой появились миллионы долларов
Фото: Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Советская феминистка

- Я был свидетелем и невольным участником тех давних событий, - рассказывает Геннадий Соколов. - В июле 2007 года мы вместе - я, моя жена и Быстрицкая - провели три недели в престижном санатории "Звенигород" правительства Москвы. Городская мэрия и выделила ей туда путевку. Отдых и лечение ей были нужны как воздух. 

Быстрицкая - волевая, скрытная женщина. Но в санаторий приехала в тяжелейшем моральном состоянии. И не только моральном. Как-то у нее случился сердечный приступ. Моя жена Наташа вызвала скорую. Врачи сделали укол, но в больницу она ехать отказалась...

Надо сказать, Элина Авраамовна не очень-то жаловала мужчин. Ведь она не раз была обижена, предана мужчинами. Взять ее первую любовь, Кирилла Лаврова, будущего народного артиста СССР, лауреата Ленинской и прочих престижных премий... Любовь вспыхнула, когда она была студенткой театрального института в Киеве, а он работал в Театре Леси Украинки. Дело шло к свадьбе. Мама Кирилла даже ездила в Вильнюс знакомиться с родителями Элины. Но перед самой свадьбой Лавров ушел к актрисе Валентине Николаевой.

Став звездой экрана, Быстрицкая вышла замуж за Николая Кузьминского, завотделом переводов Министерства внешней торговли СССР. Он был на 13 лет старше. Позже выяснилось, что муж имел романы на стороне. Актриса подала на развод. 

Еще была история: высокопоставленный работник ЦК хотел сделать звезду своей любовницей. Она отказала. И стала невыездной. Судя по намекам, были проблемы с режиссерами, пытавшимися затащить красавицу в постель. Сложные отношения сложились и с Михаилом Шолоховым, хотя экранизация его романа "Тихий Дон" принесла актрисе, сыгравшей Аксинью, мировую славу. Была на ножах с Сергеем Бондарчуком. Любовные сцены с ним в фильме "Неоконченная повесть" приходилось снимать не в паре, а порознь.

Потеряв веру в мужчин, Элина Авраамовна стала феминисткой в хорошем, если хотите, смысле этого слова. В этом русле, полагаю, у Быстрицкой и родилась идея организовать "Центр духовного и физического совершенствования женщины", где те, кто попал в нелегкие жизненные ситуации, могли бы получать профессиональную социальную, психологическую помощь и поддержку. А девочки занимались бы в спортивных, художественных секциях. Элина Авраамовна имела в этом большой опыт. Преподавала в ГИТИСе, Щепкинском училище, много лет возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР...

В 1993 году народная артистка пришла со своей идеей к мэру Москвы Юрию Лужкову. Тот выделил ей участок земли в центре столицы - 0,45 гектара (4500 кв. м) на Цветном бульваре.

В сетях мошенников

Тогда такой "золотой земли" в центре Москвы хватало. Денег только не было осваивать ее. В том числе - у Быстрицкой. Все сбережения, как и большинство сограждан, она потеряла при гайдаровской реформе. В 90-е снималась мало, ролей в театре тоже было немного. Выручали пенсия, преподавание, работа на радио. Семь лет Элина Авраамовна тщетно искала спонсоров для строительства "Женского центра". 

В конце 2000 года ее познакомили с бывшим начальником кафедры военной экономики Академии имени Жуковского Николаем Карасевым, хозяином компании "Социальная инициатива". Тот пообещал найти деньги на стройку.

- "Социальная инициатива" оказалась пирамидой! Тысячи обманутых вкладчиков.

- Это выяснится позже. А в 2000-м Карасев считался респектабельным бизнесменом. "Социальную инициативу" рекламировали везде и всюду. Разумеется, Карасев собирался помочь народной артистке не за ее красивые глаза. Был составлен договор. 30 процентов площадей объекта отходили ООО "Женский центр" Быстрицкой, а 70 процентов - "Социальной инициативе".

Своих денег на стройку у Карасева и его компании не было. Под имя знаменитой актрисы он стал искать инвесторов. В 2001 году началась агрессивная рекламная кампания "Женского центра". Фото улыбающихся Быстрицкой и Карасева стали мелькать на страницах журналов и газет. Желающим предлагали вложиться в помещения на любой вкус: офисы, бутики, рестораны, медицинские клиники и т. д. 

Затея мошенника удалась. 69 соинвесторов, выкупив 70 процентов площадей, фактически оплатили всю стройку. Но к осени 2005 года, когда была готова лишь коробка здания, деньги закончились. Ведь часть средств Карасев растранжирил. Объект заморозили.

В январе 2006 года генпрокуратура задержала Карасева. Его, жену и дочь, также входивших в руководство "Социальной инициативы", обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. В регионах возбудили еще около сотни дел против представительств компании на местах. Вскрылась грандиозная афера.

Осенью 2006 года началась голодовка обманутых вкладчиков "Социальной инициативы". В недостроенном здании "Женского центра" на Цветном бульваре. Как символе обмана...

"Женский центр" так и остался недостроенным. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

"Великая комбинаторша"

Обманутые инвесторы выпустили "Обращение к российской интеллигенции по поводу действий народной артистки СССР 

Э. А. Быстрицкой". Поставили ее на одну доску с мошенником Карасевым. Дескать, единственной целью Элины Авраамовны было получить в собственность 4500 кв. м бутиков и ресторанов в центре Москвы, не вкладывая при этом ни копейки. Мол, под прикрытием благой идеи поддержки женщин она хотела создать коммерческий центр для успешных бизнес-леди, способных истратить на свои прихоти немалые суммы. Ее назвали "великой комбинаторшей, которой позавидовал бы Остап Бендер"...

Представляете, в каком состоянии приехала в санаторий Элина Авраамовна! Она же сама была жертвой жуликов. Кстати, Карасев за мошенничество получил 10 лет, его жена - 8, дочь - 7.

В санаторий к ней тогда зачастили юристы, менеджеры всех мастей, прочие "серьезные люди", предлагая отступные за передачу прав на "Женский центр". Слишком уж лакомым куском было недостроенное здание на Цветном бульваре.

Опять обманули...

Увы, вскоре она в очередной раз стала жертвой мужчин-мошенников. Глава компании "Промстройинжиниринг", прежде работавший в руководстве "Социальной инициативы", выкупил ее долю в "Женском центре" за 30 млн долларов. Три "лимона" отдал наличными, а 27 - векселями. Которые настойчиво рекомендовал держать в конкретном банке. Где они вскоре пропали. Элина Авраамовна пыталась оспорить сделку в суде, вернуть права на "Женский центр", но безрезультатно. А глава "Промстройинжиниринга" получил 5 лет за мошенничество - правда, с другим объектом.

Все эти перипетии сказались на здоровье актрисы. У нее все чаще случались приступы стенокардии. Она долго отказывалась от операции, но в конце концов согласилась. Ей поставили два стента. Думаю, эта история сократила жизнь артистки...

Кстати 

Актриса сдержала клятву, данную отцу

- Судя по нашим разговорам в санатории, Быстрицкая любила младшую сестру Софию, ее семью, - говорит Геннадий Соколов. - Это были ближайшие ее родственники. В 90-е несколько раз ездила к ним в Израиль. Но сама эмигрировать категорически не хотела, мы обсуждали с ней эту тему.

Полагаю, три миллиона долларов за свой "Женский центр" она взяла, чтобы помогать сестре, ее детям и внукам, купить для родственников большой дом в Вильнюсе, квартиру в Москве. Один миллион актриса положила в банк. Вероятно, с этих счетов и снимала суммы ее помощница. Ведь других сбережений у Быстрицкой не было.

Помощь сестре имела для нее особое значение. Дело в том, что когда отец уже при смерти лежал в больнице, он попросил Элину поклясться, что она всегда будет помогать своей младшей сестре. Дочь дала отцу эту клятву. И осталась ей верна до конца жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Элина Быстрицкая: В рекламе не снималась, чтобы потом не было стыдно

На 92-м году жизни скончалась незабываемая Аксинья из "Тихого Дона".

Новости по теме: Утраты Актеры