21 ноября
Загрузить еще

Ирэна Карпа: Украинцам нужно поучиться у французов искусству жить красиво

Ирэна Карпа: Украинцам нужно поучиться у французов искусству жить красиво
Фото: Фото: Оскар ЯНСОНС

В 2004 году Ирэна Карпа написала свой первый роман – "50 хвилин трави". Количество матов и сексуальных сцен одних оскорбило, а других взбудоражило. Карпу окрестили самой скандальной украинской писательницей. За эти годы она успела три раза выйти замуж, родить двоих детей, написать четыре детские книги и переехать в Париж. В конце весны у Карпы вышел первый взрослый роман за последние десять лет- "Добрі новини з Аральского моря". О нем, а также о жизни во Франции, мужьях и детях мы поговорили с Иреной.

"В Киеве у меня был писательский блок"

- Вы долго не писали романы для взрослых. И вот на тебе – целых 600 страниц.

-  Если книга в прямом смысле слова покажется тяжелой, то можно вырвать страницы с героинями, которые вам не понравились (улыбается). Я писала так, чтобы все истории были независимыми, но в конце они переплетаются и становится понятным "ху из ху". В ней смешаны кони, люди, секс, наркотики. Очень много стеба. Вернулась старая добрая Карпа, которую все так ждали. Но эта книга написана более сложно и дисциплинировано, чем предыдущие. И это логично – повзрослели я и мой читатель.

- О чем роман?

- Он рассказывает о приключениях украинок в Париже, четырех очень разных женщинах. Все они так или иначе связаны, хотя принадлежат к разным социальным группам. Одна может ездитьнаAston Martin, а вторая в это время спать на вокзале.

- Это некий гид по Парижу для приезжих?

- В книге Париж показан очень разным. В нем есть бедные и богатые, бомжи и работяги. Скорее, некий срез французского общества глазами украинских эмигранток. Эта книга пропитана Парижем. В ней люди страдают, умирают, плачут. В ней нет ничего исписанного и зажеванного, и это основной мой плюс, как автора, в данном случае.

- Что в книге правда, а что – выдумка?

- Это коллаж. Ходячий зомби, который сшит из кусков разных людей. Правды там 50 или даже 70 процентов. Я много провела времени с разными женщинами, которые стали прототипами. После того, как я описала участницу FemenМашу, встретила реальную девушку, которая по описанию совпала с ней. У меня просто отвалилась челюсть,и такое случалось часто. Ты придумываешь персонаж, а потом начинаешь в реальности встречать похожих людей. В книге много моих личных историй, которые я "впихивала" в сюжет.

- Вдохновение написать новый роман пришло в Париже?

- В Киеве у меня был какой-то писательский блок, как будто ты уперся головой в потолок и тебе некуда двигаться. Про войну я писать сознательно не хотела, потому что понимала, какое огромное количество абсолютно разной литературы уже существует на эту тему. Более того, я не хотела затрагивать события, в которых я непосредственно не принимаю участия. Мне казалось, что об этом может написать только солдат. Важно было изменить обстановку, увидеть новых людей, переосмыслить себя, просто дышать новым городом. Это адреналин, такое состояние можно сравнить с влюбленностью.

Новая книга Карпы – о четырех украинках в Париже. Фото: пресс-служба 

 "Каждый может жить в воображаемом Париже"

- В 2015 году вы стали атташе по вопросам культуры в посольстве Украины в Париже. Чем вы там занимаетесь?

-  Организацией больших, культурных событий, внедрением Украины в культурную карту Европы. Например, в этом году мы впервые были представлены на биеннале высокого ремесла и дизайна Révélations в Париже. Это одно из самых престижных выставочных пространств Франции.

- Значит, вы ходите в офис, как и все нормальные люди? А не сидите в кафе перед Эйфелевой башней с бокалом вина?

- Да нет, конечно, это какой-то очень маленький процент дня. Я проснулась, разбудила, покормила, собрала и отвела детей в школу, вывела собаку, вернулась, пошла на работу, как-то пообедала. Потом вернулась домой, забрала детей со школы, покормила, поучила с ними уроки, уложила спать. Посмотрела фильм и сама пошла в постель. К сожалению, именно так выглядит мой типичный день. В нем мало общего с жизнью парижской богемы.

- Не скучно?

- Конечно, скучно. Я не буду говорить, что мне все нравится, я ведь типичный фрилансер. Но человек ко всему привыкает. К счастью, я вроде не стала кабачком или офисным овощем, сохранила жизнь, и книга в этом очень помогает, как любое творчество. Ставьте себе очень большие цели, это хороший способ не сойти с ума от ежедневной рутины.

- Чему украинцам следует поучиться у французов?

-  Основной экспортный продукт французов – это L'art de vivre, искусство жизни, когда люди любят жить красиво. Можно жить в воображаемом Париже, где бы мы не находились. Сделать красивый пикник, поставить цветы в вазу или, в конце концов, просто наслаждаться моментом. Вот у французов есть эта расслабленность и желание насладиться. Если у моего мужа будет свободный час, он пойдет на массаж. А я побегу варить борщ.  Нам нужно все время сделать что-то полезное, суетиться, чувствовать какую-то ответственность. А французы понимают, что нужно время на себя. И парадокс как раз в том, что чем больше ты отдохнул, тем потом эффективнее будет работать.

Типичные французские привычки появились?

- Набрала 3 кг. Эти круасаны навсегда останутся в моем сердце. Я начала спокойно читать в кафе, к тебе там никто не подходит и не говорит "девушка, вы будете заказывать?". Но я до сих пор учусь этой преславутой французской неспешности. Я ведь с 9:00 до 18:45 провожу в посольстве Украины, поэтому не могу сказать, что произошло какое-то погружение во Францию. За исключением моего мужа, которого я вижу утром и вечером.

Франция прибавила мне здорового пофигизма. В Париже я, например, никогда не крашусь. Максимум ресницы и красная помада. Наших девушек всегда можно отличить по внешнему виду: яркий макияж, идеально белые кроссовки, большая красивая бижутерия. Жлобства в этом никакого нет, но ты сразу видишь, что она из наших, потому что как-будто сошла с картинки. А у парижанок есть непринужденный шик.

- 15 лет назад вы носили короткие топы и кроссовки, сегодня все чаще выбираете каблуки и элегантные платья. Какой образ вам ближе?

- Элегантные платья спокойно уживаются с кроссовками и балетками. Не меняются с годами только идиоты. Грустно смотреть на человека, который в 40 лет одевается, как в 20. Я не буду сейчас надевать топ и открывать пупок, хотя у меня с ним все нормально.

Мне скажут "камон, мамаша, куда ты, женщина, попуститесь". Сейчас у меня есть какая-то психологическая потребность, например, носить белую блузку. Это идеальная одежда и под юбку, и под джинсы. У меня в шкафу висит много красивых и неудобных платьев, которые я почти никуда не ношу. 

За четыре года Ирена и сама стала немного француженкой. Фото: Инстаграм

 "Муж заставил себя полюбить"

- Как вы познакомились с мужем (третий супруг Ирены -  французский инженер Людовик-Кирилл Требюше, он является потомком Виктора Гюго – Авт.)? Сложно было довериться после двух разводов?

- Я очень долго его мариновала. Потому что действительно не готова была сразу прыгать в новые отношения. И мы познакомились абсолютно случайно.  Изначально он не должен был быть на ужине, который для меня организовывал украинский друг. Людовик туда пришел со своей какой-то одновечерней пассией, с которой меня как раз знакомил мой друг. Короче, оно как-то все закрутилось, наши отношения долгое время были платоническими. Я думала – Господи, что это такое? Первый француз, которого я увидела, зачем он мне нужен? Но он был очень настойчивым. Он заставил меня себя полюбить, я как-то по чуть-чуть открывала его для себя и это значительно лучше, чем любые гормональные всплески, типа вау, классный чувак, пошли в бар, адреналин, секс, все классно и потом ты такой думаешь, господи, что это было? Поэтому людям с опытом не стоит рзко прыгать в отношения. Свадьбу хотел он, а не я. Для него это впервые, а я уже два раза замужем была (улыбается).

- Готовите дома украинские блюда?

- После визитов бабушки дети требуют борща и вареников. Если у нас есть борщ, то его едят все. Это универсальное блюдо, которое, кстати, в наследии Юнеско находится. Я много готовлю, в основном блюда средиземноморской кухни. 

- На каком языке дома общаетесь?

- С дочками на украинском, с мужем на французском. Дочки с папой говорят на английском. Со мной, гады, говорят на французском, хотя я все время их старюсь тормошить, иначе язык теряется. Я видела много таких семей. Эти люди полные идиоты, если гордятся, что перестали говорить на украинском и стали истинными французами.

- Ваша старшая дочка Корена-Джиа пошла в первый класс во Франции. Тяжело было адаптироваться?

- Когда мы переехали, одной было 4 года, а второй 5, и они по-французски знали только "bonjour" (привет – Авт.). В садике с ними разговаривали немного на английском. И это хорошо, их там не запихали ни в какие подготовительные классы. В школу они пошли вместе с французскими детьми. Одним из первых слов, которое они выучили было "carotte", это значит морковь. Девочкам казалось, что это очень смешное слово. Как-то учитель старшей дочки сказал мне, что она невнимательная. Я ему объяснила, что полгода назад она вообще не разговаривала на французском. Он так удивился, так как был уверен, что это обычный французский ребенок, которые витает в воздухе.

- Во Франции отличается подход к воспитанию детей?

-  У них много пофигизма. Никто не будет бить в колокола, если ваш ребенок пришел с температурой. Ходят с соплями по колено, кашляют, и никто не трясется над ними, ни родители, ни учителя. Ну и программа там легче, чем наша. Школа ориентирована больше на политические науки. Их водят в сенат, знакомят с мэром. Сейчас там очень смешной директор-британец, вместо физкультуры он учит детей народным танцам. А еще их там научили ездить на велосипеде. Мало какой-то друной обязаловки. Пока я вижу все то, что пригодится им в жизни.

- После завершения дипломатической каденции вернетесь в Украину?

- Посмотрим. Не знаю. У меня, конечно, есть проекты, которые я буду делать на фрилансе, и хочется побыть немного писателем-сценаристом, заняться тем, что я очень люблю. Хочется больше быть в Украине, но сидеть безвылазно я нигде не люблю.

- По вашему инстаграму видно, что вы часто путешествуете.

- Значительно меньше, чем раньше. После Майдана была первая зима, когда я никуда не поехала, хотя обычно улетела на зиму в Индию или Непал.

Карпа с мужем Людовиком-Кириллом Требюше. Фото: Инстаграм

"С детьми нужно говорить о сексе"

- Можно заработать много денег исключительно на написании книг?

- Да, если ты Дарья Донцова и на тебя работает 10 маленьких Донцовых, котоыре пишут твои книги и заворачивают в фольгу. В таком случае, конечно, можно жить лучше, чем писатель, который пишет книгу 3 года. Я за то, чтобы авторы зарабатывали хорошо, и не только за бульварную литературу.

- Как пришла идея писать детские книги?

- Думаю, я со страха начала их писать. Боялась, что после рождения детей заплыву жиром и зарасту бигудями.

- Когда дадите дочкам почитать свои книги для взрослых?

- Когда захотят. Я их не сдерживаю. У нас нет табу. Ну как вообще можно современным детям ставить какие-то запреты, если у них интернет в полном доступе? Но мне кажется, что дочки сейчас не особо понимают, чем занимается их мама. Дай бог, чтобы они вообще хотели читать.

- В ваших романах много сексуальные сцен. Как считаете, кто должен говорить с детьми про секс?

- Родители, конечно. Если у вас все нормально с сексом и с головой, то у вас не должно возникать проблем, как поговорить на эту тему с ребенком. Пока дети маленькие, вы являетесь для них самым близким человеком. Лучше вы им объясните, чем дворовая шпана.

ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ

- Как цивилизованно развесить и сохранить хорошие отношения с бывшим?

- Я не знаю, получается ли у кого-то цивилизовано разводится (смеется). В любом случае, не нужно психовать, оставаться максимально спокойным. Я думаю, что практически невозможно получить алименты, если отец не хочет их платить. Я ничего не получаю от отца моих детей, но он иногда берет их к себе на выходные и делит со мной квитанции за школу. В моей ситуации уже этого достаточно.

КСТАТИ

Самый полезный литературный совет

- Он не совсем литературный. У меня было много сомнений по поводу книги, я ее обсуждала со своим психоаналитиком. И вот она сказала, слушай, уже допиши и избавься от нее. Благодаря этому совету вы можете держать в руках "Добріновини з Аральского моря".

ИНТЕРЕСНО

Как родители реагируют на книги Карпы

- Да ясно, что им было стыдно, там же маты, секс, наркотики – все что, о чем не принято писать, когда тебе 20 лет. Мне кажется, я всю жизнь позорю своих родителей, но они все равно продолжают меня любить. И, возможно, тайно гордятся. Я работала на телевидении, выдавала книги, делала концерты, но мне всегда казалось, что дедушке было очень за меня стыдно. И только, когда он умер, мне рассказали, как он на самом деле мной гордился.

Видеоинтервью, часть 1 

Видеоинтервью, часть 2