Так уж получилось, что одна из самых популярных советских актрис сыграла в кино всего несколько ролей. Если точнее, меньше 20. Причем половину - в фильмах, ныне забытых (ну правда, кто сегодня помнит картины "Негасимое пламя", "Николай Бауман", "Московский полицейский Каминский" или "Бравые парни"?) А роли по-настоящему знаменитые - в далекие 50-е годы: "Неоконченная повесть", "Тихий Дон", "Добровольцы"… Но этого хватило для славы, растянувшейся на долгие десятилетия.
Будучи одной из самых красивых советских актрис, Быстрицкая всегда была и одной из самых "правильных". Получив в детстве отличное воспитание, она всю жизнь старалась вести себя безупречно, не впутываться ни в какие скандалы и интриги, очень прямо держать спину, предельно тщательно выбирать слова в общении с журналистами.
Но накануне своего юбилея Элина Авраамовна сделала для нашей газеты исключение и дала интервью.
- Какую роль вы отметили бы как главную, самую значимую, поворотную? Ну и самую любимую?
- Я ведь театральная актриса, но, даже перебирая театральные работы, я не сразу отвечу, какая роль в моей жизни стала главной. Потому что это как с детьми: какой образ создаешь в данный момент, тот и главный. За долгую жизнь в театре они приходили и уходили, а я лелеяла и пестовала каждую из них, в самом деле как собственное дитя.
А в кино, наверное, справедливо остановиться на Аксинье - так решил зритель, и это важно. Хотя Лельку ("Добровольцы"- Ред.) тоже люблю.
- Сыграть Аксинью было вашей мечтой со студенческих лет. Эту роль вы репетировали в Киевском театральном институте, когда учились на актрису. Но тогда она вам не давалась. Тем не менее вы решились позвонить режиссеру Сергею Герасимову, который искал Аксинью. Но помог ему определиться в выборе Михаил Шолохов - сразу увидел в вас главную героиню. Помните вашу встречу с великим писателем?
- Это правда, что я со студенческих лет очень хотела сыграть Аксинью. Не совсем правда, что она мне не давалась. Просто педагоги старались меня ориентировать на амплуа лирической героини, а меня всегда больше привлекали характерные образы, и я, конечно, благодарна судьбе, Сергею Аполлинариевичу Герасимову и самому Михаилу Шолохову за то, что получила возможность воплотить на экране Аксинью.
И, как показало время, неплохо справилась с этой задачей.
А встречу с Михаилом Шолоховым я, разумеется, помню, притом не одну, а каждую. Даже первая наша с ним встреча случилась уже после утверждения на роль, которое исходило, как все уже знают, именно от него. Помню, как просила его познакомить меня с реальной Аксиньей, а он посмеялся, сказал, что реального прототипа нет.
Помню и последнюю встречу, когда разговор получился резкий: писатель был не в лучшей форме и я себе позволила высказаться начистоту. Глупо говорить похмельной голове о вреде пьянства... Этот досадный эпизод все же не изменил моего мнения о Шолохове как гениальном писателе. И с годами я утвердилась в этом мнении, а также поняла общий принцип: мы ценим великих за их величие, а не за их слабости.
- Правда, что после выхода фильма вы получили письмо от тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская? И были удостоены звания полковника казачьих войск?
- Правда, и письмо получила, и оценила по достоинству (хотя, разумеется, от фамилии отказаться не могла бы - это ведь фамилия моего отца), и звание в казачьих войсках мне атаманы присвоили. И даже в трудные времена они меня подкормили - стипендию мне выделили, тогда ведь мы все несыто жили. Так что спасибо казакам. Я точно знаю, что они мне не чужие.
- Однажды вы мне рассказывали про диетолога, который разработал вам систему питания. Что это за система, которая позволяет так хорошо выглядеть?
- Я живу на свете достаточно давно, хотя отмечу в скобках, что мне не надоело. Случались какие-то беседы с диетологами, потому сложилась определенная система питания, удобная для меня. Во-первых и главных, есть поменьше, это всегда на пользу. Советоваться со своим организмом, он лучше знает, что ему на пользу, а что во вред. Общаться с врачами, которым доверяешь, в том числе по вопросам питания. И еще то, чего я никому никогда не пожелаю: в подростковом возрасте, когда была война, нам всем, и мне в том числе, довелось голодать. Это обстоятельство свою роль сыграло. А помогает ли все сказанное хорошо выглядеть - этого я не знаю. Но уверена, что не мешает.
- Вы никогда не снимались в рекламе. Почему?
- На этот вопрос когда-то очень хорошо ответила Фаина Георгиевна Раневская: "Деньги проешь, а стыд останется".
- Ваша родная сестра живет в Израиле. Как часто удается видеться с Софией Авраамовной, родными?
- С сестрой вижусь, когда она приезжает, я уже несколько лет никуда не езжу. Возраст, знаете ли. По телефону говорим регулярно. Племянник у меня один - сын моей сестры. Он врач, у него две дочери и трое внуков. То есть у моей сестры две внучки, уже взрослые, с университетским образованием, самостоятельные, и трое правнуков. Вот все то же самое и у меня. Сожалею, что они далеко. Конечно, стараюсь как-то принимать участие в их жизни, как и они в моей.
Быстрицкая родилась в Киеве в 1928 году в еврейской семье военного врача и больничной поварихи. Имя она получила в честь героини пьесы Кнута Гамсуна "У врат царства" - это произведение очень любила ее мать. Имя должно было писаться с двумя "л" - но, видимо, паспортистка плохо его расслышала.
Будущая артистка росла в мальчишеской компании, часто дралась, стреляла из рогатки и играла с отцом в бильярд. Свои первые спектакли будущая артистка ставила на лестничной клетке с выходом на балкон. Последний служил закулисьем.
- Занавес делали из бабушкиных юбок. Знаете, какие в Украине были юбки? И мы разыгрывали спектакль. Мой брат - Чапаев, я - Петька, - вспоминала актриса.
Но беззаботное детство закончилось, когда пришла война. Чтобы выжить, Элине пришлось с 13 лет работать санитаркой во фронтовом передвижном эвакуационном госпитале в Донецке. Быстрицкая никогда не вспоминала этот период в интервью.
- Навсегда запомнила лица умерших - вчерашних раненых, которым накануне поправляла подушки, за которых писала под диктовку письма родственникам. Круглосуточные операции, отрезанные руки и ноги в тазах... Вой самолетов, бомбежки, стоны страдающих людей, - писала актриса в автобиографии.
После войны по настоянию отца Быстрицкая стала студенткой филологического факультета Нежинского педагогического института, но бросила учебу через год. Элина хотела стать актрисой, поэтому поступила в Киевский институт театрального искусства. Артистку едва не выгнали с курса за пощечину студенту, который дунул ей свистулькой прямо в ухо. Тогда Быстрицкая пошла на хитрость и пригрозила ректору института, мол, если ее отчислят, то утром тело найдут в Днепре.
На украинской театральной сцене Быстрицкой поработать не удалось. После окончания института она переехала сначала в Вильнюс, а затем в Москву.