В школе все мы изучали творчество поэта Ивана Драча, и при упоминании его имени сразу же вспоминаются "Балада про соняшник" і "Балада про випрані штани". Но Драч писал не только стихи. Огромную веху в его творчестве занимают киносценарии.
Драч проходил на съемках картины Сергея Параджанова производственную практику - в 1962 году он стал слушателем Высших курсов сценаристов и режиссеров. Именно там завязалась дружба Драча с Параджановым.
Драч был на премьере фильма в киевском кинотеатре "Україна" 4 сентября 1965 года. Тогда деятели культуры устроили беспрецедентную акцию. Литературный критик Иван Дзюба, поэт Василий Стус и журналист Вячеслав Чорновил призвали встать в знак протеста против арестов украинских интеллектуалов, которые произошли летом 1965 года.
- Я был на премьере в кинотеатре "Украина". Приехал к концу. Встает Иван Дзюба - единственный диссидент, которого все знают. Иван Михайлович говорит о художниках по костюмам. Что у нас средств нет. Начинающиеся аресты среди интеллигенции. И здесь встает или Василий Стус, или Вячеслав Чорновил со словами, что надо протестовать. Когда я выходил из кинотеатра, увидел Леонида Калаша, полковника КГБ. Мне кажется, что они тогда еще не решили, будут ли кого-то арестовывать, - вспоминал Драч об этом эпизоде.
Реакция власти не заставила себя ждать - Дзюбу уволили с работы в издательстве "Молодь" и исключили из аспирантуры Киевского педагогического института, Черновола уволили из редакции газеты "Молодая гвардия", Стуса отчислили из Института литературы Академии наук УССР, где он был аспирантом.
Параллельно с работой в "Литературной Украине" Драч пишет сценарии на киностудии имени Довженко. Его дебютной картиной стала "Криниця для спраглих", снятая в 1965 году Юрием Ильенко. Это фактически немое кино, в котором акцент сделан не на диалоги или монологи, а на музыку.
Лента рассказывает о жизни Левка Сердюка, сельского философа. Он размышляет о том, как его дети покинули отцовский дом и не приезжают в гости, как современный мир безжалостно врывается в жизнь села. Ильенко хотел призвать людей не забывать о моральных и духовных ценностях. Но картине суждено было увидеть мир только спустя 22 года - он не пришел цензуру Компартии и пылился на полках киностудии.
- Так, неопытность режиссера Ю. Ильенко привела к тому, что в фильме "Криниця для спраглих" были допущены идейные извращения, вследствие чего фильм не был выпущен на экран, а расходы в сумме 268,0 тыс. руб. списаны на убытки, - было сказано с выводах Комитета Украины с кинематографии.
"Криниця для спраглих" была дипломной работой Драча. На тот момент он был выпускником Высших курсов сценаристов и режиссеров.
|
Два следующих фильма, снятых по сценариям Драча, стали кинематографической классикой. Это "Камінний хрест" Леонида Осыки и "Пропала Грамота" Бориса Ивченко.
Сценарий "Камінного хреста" (1968) Драч написал на основе двух новелл Василия Стефаника - "Камінний хрест" и "Злодій", а также использовал маленький фрагмент с третьей - "Сини". Критики отмечали, что мастерство кинодраматурга заключалось как раз в том, что он органично соединил разные по своему содержанию новеллы. Драч так искусство построил драматургию, что две ничем не связанные между собой истории стали единым сюжетом.
Сценарий фильма "Пропала грамота" (1972) является интерпретацией одноименной повести Николая Гоголя. Благодаря мастерству сценариста Драча, режиссера Ивченко и актера Ивана Мыколайчука зритель увидел на экране, как сказочный мир Гоголя соединился с народными обычаями и поверьями. По сюжету комедии, казаки Василий и Андрей отправляются с гетманской грамотой к царице в Петербург, и этот путь полон приключений.
- "Пропала грамота" стала частью программы киностудии с экранизации произведений Гоголя, и поскольку я постоянно где-то ездил, то в результате мне достался этот небольшой рассказ. У меня было этого сценария до десяти вариантов (труд сценариста - это тяжелый постоянный труд), и мне так эта работа уже надоела, что я отдал ребятам все написанное: "Берите, делайте, что хотите, а я соглашаюсь со всем", - вспоминал Драч о работе над картиной.
Этот фильм тоже раскритиковали и сняли с показа. В начале 70-х годов в СССР проводилась политика русификации и от режиссеров и сценаристов требовали избегать демонстрации национальной самобытности украинцев. А фильм "Пропала грамота" рассказывал об украинских героях - казаках. Куда уж самобытнее. Власть отправила этот фильм на полку на десять лет.
|
Критики говорят, что о мастерстве Драча-сценариста говорят фильмы "І в звуках пам’ять відгукнеться" (1986) и "Іду до тебе" (1971). Первая рассказывает о творчестве композитора Николая Лысенко, а вторая - о Лесе Украинке. Поместить биографию таких выдающихся людей в один сценарий сложно, как и сложно выделить из нее какой-то кусок. Но Драчу это удалось.
Драч остановился на четырех годах жизни Леси - с 1897 по 1901, когда у нее были отношения с Сергеем Мержинским. Собственно, лента "Іду до тебе" рассказывает историю их любви, пускай и не разделенной со стороны Мержинского. Но Драч также ввел в сценарий тему патриотическую - о любви Леси Украинки к народу и украинскому языку.
По воспоминания самого Драча, из сценария вычеркнули несколько эпизодов, которые не понравились руководству Компартии. Они посчитали, что в фильме "преувеличивается национальный момент".
"Хліб і до хліба" (1973)
"Дід лівого крайнього" (1974)
"Вечори на хуторі біля Диканьки" (1983), режиссер Юрий Ткаченко
"Мама рідна, любима" (1986), режиссер Николай Мащенко
"Вінчання зі смертю" (1992)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Трагическую новость первым сообщил друг Ивана Федоровича, киносценарист и кинокритик Сергей Трымбач, написавший в соцсети: "Сегодня, 19 июня, в Феофании, после длительной болезни умер Иван Драч…" Мы сразу позвонили Сергею Васильевичу, который хорошо знал и близко общался с замечательным поэтом.