Можно много поломать копий по поводу того, "какой такой шансон" и нужен ли он нам. Но вот какая история - Гарика Кричевского народ, да и журналисты критикуют мало и неохотно. Почему? Да потому, что он просто отличный и хорошо воспитанный парень (да-да, в душе он все еще парень!), который за почти 40 лет на сцене так и не подхватил звездной болезни. А еще потому, что свои песни он вынимает из сердца, а не сочиняет по надобности. Тут как в анекдоте: если вы не любите Гарика Кричевского, значит, вы просто никогда не пробовали его услышать. Именно - услышать!
В преддверии даты Гарик заглянул в гости к "КП" в Украине" и рассказал об отношении к возрасту, о своей книге, рэпе и о том, в чем бы хотел заблуждаться.
- Как отмечает юбилей лучший шансонье страны? Что в планах на 31 марта?
- Меня не будет в стране - отлучусь ненадолго с семьей, чтобы побыть в тихом семейном кругу. А отмечать буду 14 апреля в Киеве в рабочей обстановке на сцене концерт-холла Freedom. В зал придут мои друзья и слушатели, а на сцене тоже будут друзья-артисты - споют мои песни, а в зале будут выпивать за мое здоровье. Ну а я буду выпивать за их здоровье!
- Не разлюбили вы с возрастом отмечать даты?
- День рождения - это в любом случае пьянка, а пьянки я люблю. Я не заморачиваюсь на тему того, сколько кому исполняется лет, просто расцениваю это как повод встретиться и выпить с приятными мне людьми.
- У вас есть какие-то "правила пития"?
- Когда ты думаешь - одну выпить или две, с закуской или без, то лучше одну и с закуской. С женщинами - то же самое.
- Есть такое выражение: "Стареть скучно, но это единственный способ жить долго". Вы к возрасту относитесь так же или иначе?
- Считаю, что мужчина не должен заморачиваться на эту тему. Он должен жить, работать, содержать свою семью до последнего момента своей жизни. У меня папа, царство ему небесное, практически за день до того, как ушел, работал абсолютно полноценно.
Я видел стариков в 20 лет и видел молодых за 70. Я играю в пинг-понг с человеком, которому 70 лет, при этом он выглядит на 50, а здоровье у него - на 45. Он еще легко выигрывает у меня, а я думаю: вот так надо!
- А каким вы себя ощущаете по внутреннему возрасту?
- Я думаю, идеальный возраст для мужчины - это 35-40 лет, когда у тебя мозги на месте, ты еще выглядишь и чувствуешь себя нормально. Надо стараться держать себя таким крепышом 40-летним, сколько получится.
- Как сегодня пишутся песни - так же легко, как и в 25, или приходится выдавливать из себя?
- Пишется точно так же, записывается сложнее. Если раньше я не имел своей студии, так ко всему и относился. Я и сейчас себя считаю выходцем из художественной самодеятельности, но все равно годы откладывают свое, и начинаешь становиться - то, чего я не люблю, - перфекционистом. Будешь сидеть, ковырять одну песню, решая какие-то вопросы вкуса, мучать аранжировщиков, музыкантов, а народу-то это все абсолютно по барабану. Но из-за этого пишешь долго. Я уже пять лет с альбомом ковыряюсь, а раньше раз в два года выдавал. Но это нормально, я считаю.
- Своя студия. Вы же там король?
- Когда у тебя своя студия, то ты можешь позволить издеваться над собой людям, которые с тобой работают, и это тебе ничего не стоит фактически. А когда ты приходил на чужую студию, где нужно за каждую минуту пребывания платить, то все было быстрее.
- То есть нам нового альбома от Гарика Кричевского не ждать? Ну неудобно же - прошлый альбом был аж в 2012-м!
- Я на улице вырос и привык, что за базар надо отвечать. А тут вот получается, что я за базар не ответил, поскольку обещал этот альбом еще в 2014-м. Поэтому не буду обещать, что в 2018 году он выйдет.
- Причина в том, что вы вопреки самому себе стали перфекционистом?
- Да. Альбом - это минимум 12-14 песен надо выдать, и я в процессе. Вы думаете, на меня не давят издатели, будущие правообладатели? Но самое главное - мои слушатели. Я выслушиваю все эти упреки в соцсетях и на концертах: давайте же уже, почему только синглы, синглы… Говорю: "Ребята, альбом будет, я постараюсь!" Но сначала - книга.
Я потому и большой юбилейный концерт делать не хочу, потому что хочу книгу закончить. Я бы Дворец "Украина" собрал на раз. Просто это очень геморройно! Ведь это не просто концерт, должно быть шоу, бенефис, постановка. А выйти и просто два часа петь свои песни, потом развернуться и уйти - это неправильно. Поэтому я решил этого не делать.
- А книга о чем?
- Первая книга - из моей запланированной трилогии "Скрипач в законе". Она называется "Ангелы в белом" - байки о двух годах моей жизни между школой и институтом, когда я работал санитаром в психбольнице на скорой помощи. Там куча историй, которые мои друзья очень любят и постоянно просят их повторять. Я решил, что мне надоело рассказывать, а лучше написать. За пару месяцев книгу допишу и отдам в издательство, обещаю. У книги больше шансов увидеть свет, чем у альбома в этом году.
- Сами пишете или кто-то помогает?
- Абсолютно сам. Ничего не дам менять, кроме орфографических ошибок и синтаксиса. У меня свой стиль, и я его чувствую, когда перечитываю.
- Ваш стиль есть и в песнях. Например, вашей "Киевлянке" уже за 25. Не утомило ее исполнять?
- "Утомило" - это хорошее слово. На самом деле все гораздо хуже. Более точное слово начинается на букву "З" и заканчивается на "О".
Дело в том, что у меня еще есть пяток таких песен. Я понимаю, что они нужны в концерте, и люди не виноваты, что я их пою в неделю по несколько раз. Они хотят их услышать. Тут уже включается не автор-исполнитель Гарик Кричевский, а артист. Я за долгое время на сцене стал уже профессиональным артистом (ну, я так думаю) и понимаю: надо делать так, чтобы энергия шла правильная.
Мы, конечно, работаем с музыкантами, меняем аранжировки, чтобы нам было веселее, и при этом делаем так, чтобы зрители не почувствовали подвоха. В этом и заключается профессия артиста: нравится не нравится - работай, дядя!
Я думаю, что театральному актеру, который выходит в 1564-й раз играть "Вишневый сад", ему тоже не очень Чехов по душе в этот момент. Но что делать - это наша работа.
|
- Мы нашли вашу учительницу украинского языка и литературы Ярославу Николаевну из школы №45 во Львове (см. "Школьные годы"). И попросили ее задать вам пару вопросов. Прежде всего она интересуется, чем занимаются ваши дети.
- Дочке Виктории 21 год, она учится на доктора, как и я когда-то. Значит, скорее всего, станет музыкантом (смеется). Нет, я думаю, что она все-таки будет стоматологом - в этом она пошла по дедушкиным стопам.
А сыну Дане - 14, и он еще до конца не определился. Одно он знает точно - что деньги зарабатывать надо, а вот каким способом - еще до конца не понимает. Но, я думаю, еще и рано. Я плюс-минус определился с этим в 10-м классе. У него время есть.
- А музыкой сын увлекается?
- Он в прошлом году окончил школу по классу фортепиано, а со следующего собирается осваивать гитару. А сейчас, в промежутке между фортепиано и гитарой, играет в большой теннис.
- Ваша учительница также спрашивает: где Гарик гастролирует за рубежом, в каких странах?
- Везде! Где я только ни был! Кроме Африки. Да и то в северной части, кажется, был. Везде, где есть выходцы из бывшего СССР, нам рады, а они сейчас есть практически везде. Я уже давно загранпаспорта перестал считать, а про визы вообще молчу.
- Кстати, мы узнали, что в старших классах школы вы одного мальчика заставляли писать за вас контрольные.
- Если бы не он, не знаю, как бы школу окончил. У нас такая хулиганская компания была, и этот парень был в ее рядах. Хотя он - математик, единственный из друзей, кто щелкал алгебру как орехи. Мы же были в этом смысле непробиваемые тупицы-гуманитарии. Он иногда, решая контрольные для нас, не успевал себе сделать, но отказать нам было нельзя. А сейчас живет в Германии, работает с компьютерами, бо-о-ольшой босс!
Я вот подумал, что у нас ни разу за столько лет не было встреч одноклассников, как-то не задалось. Но я знаю дорогу в школу родную и обязательно приду. Ярослава Николаевна, спасибо, что помните! И просто - спасибо!
- Кстати, о Германии. Сейчас в Украине далеко не самые лучшие времена. Многие украинцы начинают массово эмигрировать из страны. У вас не появляется желания снова уехать в Германию, как когда-то в девяностые?
- Я особо оттуда и не уезжал. Часть семьи живет там: мама жены и вся семья по маме - там. Мы их туда привезли в свое время. Моя мама с нами живет в Киеве.
Понимаете, что значит эмиграция? Для артиста - зритель здесь, в странах СНГ, а артист находится там, где его зритель, его музыканты, студия. Дай бог, чтобы все было в порядке и не надо было бы окончательно рвать с Родиной. Это последнее, что бы мне хотелось в этой жизни.
- А дети? Многие, у кого есть возможность, стараются отправить их учиться в Польшу, Германию, Англию…
- У нас семья нестандартная. Мои дети имели возможность учиться в Германии. Но они сами выбрали Родину. Они хотели учиться на родном языке, в родной среде. Никак мы не могли их уговорить, и для меня вот это - настоящий патриотизм. Потому что это не флажок на машину нацепить. Я считаю своих детей патриотами.
- Что вас расстраивает сегодня в жизни?
- Очень многое. Прежде всего - что мир сошел с ума. Я даже пытался выяснять этот вопрос у человека, который общается с Далай-ламой. Внятно, правда, ничего не узнал. Он сказал: "Главное - духовность". Но при этом у многоуважаемого Далай-ламы коллекция "роллс-ройсов". Не знаю, как это сочетается.
Многие твердят, что счастливые моменты остались в прошлом и будет только хуже. Вот я бы хотел, чтобы это было великим заблуждением.
- Каких мудростей вы набрались за прожитые годы? Какими правилами вы сегодня руководствуетесь?
- Живи - сегодня! Бухай - сегодня! Влюбляйся - сегодня! Покупай все, что можешь, сегодня! Ничего не откладывай, не копи!
Кто-то из великих сказал: "Вчера уже прошло, а завтра может и не быть". Кайфуй сегодня - это единственное, что я понял (улыбается).
- Многие артисты рассказывают, что во время гастролей фанатки и женить на себе звезду пытаются, и предлагают ребенка родить. Судя по тому, что у вас только двое официальных, вам повезло?
- Действительно, люди известные притягивают к себе психически нездоровых людей. Расскажу смешную историю.
Давно это было, интернета еще не существовало - только телевизор. Меня почти не узнавали, и вдруг несколько интервью подряд по ТВ. Потом пошла реклама альбома на каком-то канале. И ко мне стали люди подходить, брать автографы. Началась узнаваемость.
Помню, мы приезжаем во Львов к родителям и идем по парку Костюшко вниз по склону. Навстречу - женщина лет 60-ти и с ней мальчик. И дама говорит: "Гарик Кричевский, здравствуй!" А мне тогда было лет 30, мне еще нравилось, когда узнавали. Мы останавливаемся, я говорю: "Здравствуйте". И она спокойно так продолжает: "Вот видишь, Антон, это твой отец. Этот подонок бросил тебя, не звонит, не интересуется твоей судьбой, может, тебе кушать нечего?" Анжела моя (жена) побледнела… Женщина та еще долго вслед кричала, что я сволочь и подонок. И тогда я понял все про обратную сторону популярности.
- А сейчас как - навешиваются?
- Это давно стало обыденно. Приятно, когда узнают, но не тревожат. Ты можешь спокойно посидеть где-то, появиться на людях с женой…
- Заслуженного артиста вам дали к 40-летию, может, к юбилею дадут народного? Как вообще относитесь к этим званиям?
- Я вообще удивляюсь, что до сих пор они существуют. Это реально пережиток, очень смешной. Просто когда сегодня кому-то вручают подобное звание, тогда уже надо принимать и в комсомол, и в пионеры.
Есть же другая практика отмечать музыкантов. Самое верное - ежегодные премии во всех жанрах. Как "Грэмми" в Америке. Я считаю, это самая большая награда для артиста.
А со званиями что? Вот какая-то девочка 21-летняя спела одну песню - и она уже заслуженная артистка. Это же не народ решает, а функционеры, там коррупция наверняка присутствует или как минимум протекционизм.
И оно же ничего не дает. Ты можешь не иметь никакого звания - и собирать стадионы. А можешь выйти, как Брежнев, весь в орденах, а в зале - два одиноких зрителя.
Кстати, когда мне исполнялось 50, то мне из всех стран звонили, но из Украины никто из чиновников не позвонил, не поздравил меня с юбилеем. Поэтому какие тут звания, о чем вы говорите.
- Гарик, сегодня главный музыкальный тренд - это рэп. Как относитесь к нему вы? Что из новомодного в вас заходит, а что нет? И вообще, считаете ли рэп музыкой?
- Конечно! Это молодежная история. Мне, правда, очень смешно слушать "русский рэп", когда все скопировано у американских темнокожих пацанов. Это смешно - но для нас, для стариков. А молодняк тащится. Мой сын слушает с удовольствием, знает фамилии, где баттлы происходят, и т.д.
Но я не думаю, что эта музыка станет классикой и в 50 лет кто-то из "ныне обращенных" будет рэповать. То есть юбилейные концерты им не светят (смеется). Но пока они молодые - это интересно. Да и бизнес на этом делается.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"КП" в Украине" пообщалась с учительницей, которая запомнила Кричевского воспитанным юношей...