4 ноября
Загрузить еще

Катрин Денев вынудили извиниться за письмо о праве мужчин на сексуальную свободу

Катрин Денев вынудили извиниться за письмо о праве мужчин на сексуальную свободу
Фото: Фото: gettyimages.com

Французская актриса Катрин Денев извинилась перед жертвами сексуального насилия, которых могло обидеть подписанное ею письмо с осуждением голливудской кампании против домогательств. Об этом пишет BBC.

- Я отдаю должное всем жертвам этих отвратительных действий, которые могли почувствовать себя оскорбленными письмом, опубликованным Le Monde. Им и только им я приношу свои извинения, - заявила актриса в письме, опубликованном на сайте издания Liberation.

Денев отметила, что в письме, опубликованном в Le Monde не было ничего, что оправдывало бы сексуальные домогательства. "Иначе я бы его не подписала", - констатировала актриса.

Помимо Денев, письмо подписали еще сто известных француженок. Среди них актриса Кристин Буассон, консервативная журналистка Элизабет Леви, Бриджит Ляэ, порнозвезда 1970-ых, которая теперь работает ведущей ток-шоу, а также писательница и редактор Катрин Милле. Они назвали пуританством кампанию против сексуальных домогательств и осудили волну "доносов" на мужчин.

Ожидаемо, нашлись те, которые поддержали позицию француженок, и те, которые осудили. Главный контраргумент заключается в том, что письмо является попыткой нивелировать опасность сексуального насилия.

    Полный текст письма, опубликованного в Le Monde:

    Насилие — это преступление. Но настойчивое или неуклюжее приставание таковым не является, равно как нельзя расценивать преступлением проявления агрессивного мачизма. Результатом разбирательства вокруг Вайнштейна стала справедливая переоценка последствий сексуальных домогательств в отношении женщин, в особенности в профессиональной сфере, где некоторые мужчины могли позволить себе злоупотребить собственной властью. И этот процесс, безусловно, необходим. Но эта обретенная гласность по данному вопросу сегодня зачастую оборачивается своей противоположностью: нас сдерживают в проявлении интимных переживаний, затыкают тех, кто нас злит, а того, кто предпочитает молчать о случившемся, мы моментально записываем в предатели и даже соучастники! Но разве это не свойственно пуританству — заимствовать, прикрываясь соображениями универсальной благодетели, доводы в защиту женщин и их эмансипации, для того чтобы на самом деле заковать их в клетку вечной позы жертв, несчастных созданий, находящихся под гнетом фаллоцентричной культуры, — будто на дворе снова времена охоты на ведьм.

    На самом деле хэштеги #metoo запустили в прессе и в социальных медиа целую кампанию оговоров и публичных обвинений всех подряд. При этом обвиняемые зачастую не имеют возможности ни ответить, ни защитить свою репутацию, моментально становясь доказанными сексуальными преступниками. Это стремительное правосудие уже имеет своих жертв, потерявших возможность нормально работать, уволенных со своих должностей и так далее. Во многих случаях их единственным преступлением стало неловкое прикосновение к коленке, попытка поцелуя, двусмысленные комментарии в ходе делового ужина или сообщения сексуального характера, отправленные женщинам, не испытывающим ответных чувств. Эта горячка найти козлов отпущения далека от истинных попыток помочь женщинам обрести настоящую независимость и в действительности служит интересам поборников сексуального раскрепощения, религиозным экстремистам, несчастным реакционерам и тем, кто под эгидой "высшей благодетели" и викторианской морали предполагает, что женщина является существом "отдельным", ребенком с лицом взрослого, нуждающимся в покровителе.

    В свою очередь от мужчин ждут немедленной борьбы с собственной предполагаемой греховностью, а также раскаяние в неподобающем поведении, которое имеет сроком давности десять, а то и все тридцать лет. Публичная исповедь, вторжение самопровозглашенных обвинителей в сферу частной жизни — так и воцаряется атмосфера тоталитарного государства. Очистительная волна, кажется, не знает ни границ, ни препятствий. Здесь под цензуру попадает плакат с изображением обнаженной женщины авторства Эгона Шиле, а здесь уже призывают исключить из музейного фонда картины Бальтюса, под предлогом "педофилических мотивов". Путая художника и его произведения Парижская Синематека отменяет ретроспективу фильмов Романа Полански. И вот уже университетский преподаватель смог увидеть "непотребство" и "мизогинию" в знаменитом фильме Микеланджело Антониони "Фотоувеличение". Уже редакторы начинают требовать от некоторых из нас смягчить градус сексизма у некоторых особенно мужественных персонажей, чуть "тактичнее" говорить о любви и сексуальности и главное — подчеркивать травматичный опыт, который переживают наши героини в связи с присутствием мужчин в их жизни. Кажется анекдотичным законопроект, готовящийся в Швеции, согласно которому любое соитие должно предваряться письменным согласием (чуть ли не отправленным по почте!) с подробным описанием всех практик, которые каждая из сторон считает допустимыми и наоборот — неприемлемыми.

    Философ Рувен Ожьен отстаивал необходимое для художественного творчества право на оскорбление. Мы же отстаиваем право на флирт, которое необходимо для сексуальной свободы. Мы сегодня достаточно опытны, чтобы признать, что сексуальный порыв по самой своей природе является оскорбительным и диким. В то же время мы достаточно дальновидны, чтобы не путать неловкие ухаживания с сексуальной агрессией. Что еще важнее, мы понимаем, что человек — вовсе не однородная сущность: в один и тот же день женщина может сначала руководить целой командой профессионалов, а затем с удовольствием быть сексуальным объектом мужчины, не становясь при этом шлюхой или пособницей патриархата. Она может заботиться о том, чтобы ее зарплата не была меньше, чем у мужчин, но не должна получать душевную травму на всю жизнь из-за того, что ее кто-то ущипнул в метро (пусть это и считается правонарушением). Ей стоит даже рассмотреть это как проявление полной сексуальной беспомощности, как недостойное ее внимания событие.

    Мы как женщины не видим себя в феминизме, который выходит за рамки осуждения злоупотребления властью и приобретает облик ненависти к мужчинам и сексуальности. Мы считаем, что право ответить отказом на предложение сексуального характера невозможно без права на ухаживание. И нам кажется, что реакцией на него должно быть вовсе не замыкание в образе жертвы. Мы считаем, что те из нас, кто решил завести детей, в состоянии правильно воспитывать своих дочерей. Так, чтобы они были достаточно информированы, осведомлены и могли вести полноценную жизнь, не давая себя запугивать или делать себя виноватой. Происходящее с телом женщины вовсе не обязательно затрагивает ее достоинство и не должно даже в тяжелых случаях превращать ее в вечную жертву. Поскольку мы не ограничиваемся нашим телом. Неприкосновенна в первую очередь наша внутренняя свобода. И эта столь важная для нас свобода не может существовать без рисков и ответственности.