Президент этого почтенного музыкального события Лилия Млинарич побывала в гостях у "КП в Украине" и рассказала о непростой миссии фестиваля-переселенца, советских анахронизмах, культурной дипломатии и о том, что в Украине есть джаз.
- Лилия Викторовна, расскажите, чем юбилейный фестиваль Koktebel Jazz Festival будет отличаться от обычного феста. Какие сюрпризы вы готовите гостям?
- Каждый фестиваль - отличный от другого фестиваля, даже если он проводится под тем же брендом или товарным знаком. Ни один фестиваль, например, Альфа Джаз или Atlas Weekend, не похож на другой. Именно в этом у организаторов цель и стимул - сделать каждый раз что-то иное новое и еще более интересное.
Но нужно учитывать особенности каждого фестиваля. Например, особенностью Koktebel Jazz Festival после переезда в Одесскую область стала смена времени проведения. Учитывая тот факт, что фишка нашего фестиваля – сцена на берегу моря, на пляже, то конечно мы за погодой сильно следим. Мы выяснили, что в Одесской области всегда отличная погода в последний уикенд августа. Теперь вот проводим фестиваль в этот период.
- В этом году открытие феста совпало с Днем Независимости, что вы готовите для зрителя?
- 24 августа мы открываемся Днем украинской музыки. "Свободная музыка – свободных людей" – вот слоган этого дня. Нам это нравится, ведь это дало возможность показать наших друзей-музыкантов, которые с нами много лет. Так, например, 24 августа будет выступать Katya Chilly Group, Кто помнит, Катя Чили выступала у нас на фесте в 2007-м, потом в 2012-м и каждый раз устраивала премьеры новой программы. Вот и на этот раз презентует программу, созданную совместно с одесским этнографическим коллективом.
Мне приятно что группа ТНМК вспомнила свою программу Jazzy, которую представляла на "Джаз Коктебеле" в 2005 году. Они покажут новую версию той программы и с ними на сцене будут лучшие украинские джазмены. Будут наши друзья - группа "Вагоновожатые". Они утверждают, что как проект состоялись в 2014 году у нас на сцене. Просто собрались ребята для "Джаз Коктебеля", а теперь "делают" большие залы.
Каждый, кто приедет на фестиваль, сможет присоединиться к съемкам фильма в жанре док-фикшн. Мы решили сделать такой подарок публике. Это социальный проект, это не рекламная история, мы все вместе будем снимать кино о 15-м фестивале "Джаз Коктебель" и каждый зритель сможет предложить свои идеи, сюжетные ходы.
Так что много будет всего оригинального и необычного, что можно будет увидеть и услышать только у нас и больше нигде.
- В этом году вот вы решили проводить кинопоказы совместно с Чешским культурным центром...
- Да, мы стараемся с учетом тех возможностей и тех ресурсов, которыми мы обладаем, делать хорошие фестивальные продукты, интересные, яркие, необычные.
- Лилия Викторовна, вы у руля "Джаз Коктебеля" 15 лет. Насколько для вас это тяжелая цифра? Вы хотя бы однажды пожалели о том, что затеяли этот фестивальный марафон?
- Я сама выбрала этот путь, чего уж тут жаловаться. Сложностей было достаточно. Как говорят: два переезда - это все равно что один пожар. А у нас этих переездов было несколько. Много нашего оборудования осталось в Крыму, и мы не смогли его вывезти. Я вам открою секрет - самое дорогое в техническом обеспечении музыкального фестиваля – это кабели, а они остались в Коктебеле и это было болезненно ощутимо.
- В прошлом году вы в очередной раз сменили локацию и переехали в Черноморск. Как вам на новом месте?
- Черноморск – очень красивая локация, он чистый спокойный, в нем меньше курортной психологии по сравнению с Затокой. Город замечательный, и поскольку наше открытие совпало с 24 августа, "Джаз Коктебель" в рамках городского праздника с 17.00 до 20.00 на главной городской площади будет поздравлять Черноморск - мы представим зрителям самую разную музыку.
Мы хотим показать инди-поп-проект Go_A, будет прекрасная группа из Одессы "Колір". Будет много интересной украинской джазовой музыки. Знаете, когда в 2016-м мы в Черноморске подписывали документы по фестивалю, кто-то из представителей власти с удивлением сказал: "Что, в Украине есть джаз?". Вот нам особенно захотелось показать, что джаз есть, он талантливый и он развивается. Я могу это утверждать, ведь занимаюсь этим 15 лет.
- Мэрия Черноморска вам помогала?
- В прошлом году я была благодарна Черноморску и городским властям, особенно Департаменту культуры и местному Дворцу культуры. Благодарна тем двум женщинам, которые занимаются культурой в этом городе, за то, что они оказались большими нашими друзьями. Пусть небольшой бюджет, но город выделил его, чтобы был джаз на сцене. Они сами выполнили райдер, расселили музыкантов, оплатили проезд. Это была для нас важная история.
- Были ли в этом году проблемы с приглашением иностранных гостей? Расскажите, есть ли у вас в лайн-апе капризные звезды.
- За 4 года у нас был один единственный случай, когда музыкант хотел приехать на наш фестиваль, но его посольство ему это не рекомендовало. Они все понимают, что происходит. Мы всегда в переписке и обязательно пишем, где локация, за сколько км от наших горячих точек. При этом мы даем информацию о том, кто у нас выступал после 2014 года, а это список очень серьезных артистов.
Хочу похвастаться, мы получили фитбек от наших зарубежных гостей-музыкантов, они все признали, что сцена Koktebel Jazz Festival 2016 была самой красивой из всех европейских фестивалей.
А в продолжение разговора про иностранных музыкантов, в этом году мы везем на фестиваль Shantel & Bucovina
- После эвакуации фестиваля из Крыма вы почувствовали, что Джаз Коктебель, наконец, обрел новую родину? Насколько твердо фестиваль сегодня стоит на ногах? - Насколько твердо - трудно сказать. Все каждый раз зависит от поддержки местных властей и, по возможности, государства. Увы, о господдержке пока мы не можем говорить, хотя, если честно, событийный туризм и фестивальное движение очень с этой поддержкой связаны. Но госструктуры, которые занимаются туризмом, пока за нами только наблюдают, а у министерства культуры столько разных дел, что им не до нашего фестиваля. - То есть поддерживать они вас не собирались и не собираются? - Ну да. Мы рассчитываем на свои силы и силы публики, а спонсорские бюджеты у нас отсутствуют. Нам все эти три годы помогали культурные зарубежные институции. У нас длинные истории сотрудничества. Что посольство Швеции, что посольство государства Израиль, что посольство США оказывали нам существенную поддержку. В этом году мы пытаемся решить ряд вопросов за счет торговых точек и партнерства с ними. Также работаем по бартеру, ставим партнеров в афишу, даем их своим друзьям из других ивентов. Люди умеют друг друга поддерживать в Украине. - В Одесской области полно местных винных брендов, которые могли бы оказывать вам спонскорскую поддержку, как это когда-то делал завод "Коктебель". - Нет, мы же - фестиваль-переселенец, мы не местные. Хотя в данном случае, сейчас деньги от децентрализации - они есть. Прекрасный пример – фестиваль "Джаз на Днепре", который в прошлом году возродили в моем родном городе. Это сделала городская мэрия. Я не знаю бюджета этого фестиваля, но он состоялся, и на достойном уровне. При желании всегда можно создать локомотив событий. И расходы можно оптимизировать, поддерживая крупное событие и правильно используя его опыт. - Что бы вы изменили на уровне государства в отношение к культуре и в отношении организации фестивалей в частности? - Во-первых, я бы предложила некую программу действий, которую не нужно было бы десятки часов обсуждать с художественной общественностью. Менеджмент культуры, здравоохранения, образования - это должен быть менеджмент, а не бесконечные рассказы о том, в чем цель, задачи и куда мы движемся. Есть совершенно понятные и отработанные формы современного управления культурными процессами в разных странах. Я не предлагаю ничего изобретать. Министерство культуры – это анахронизм советских времен, но мы не можем его демонтировать сразу. Можно только выстроить параллельно новую систему отношений к культурным проектам. Сохраняя за министерством культуры функцию в поддержании того, что есть, потому что культурное наследие нужно сохранять, и в этом всегда будет функция государства. Для меня абсолютно понятно, как для организатора, что люди голосуют за любое событие своим кошельком. Поэтому любые рассказы о том, что некий спектакль с длиннейшей историей в почтенном театре нужно сохранять только потому, что на него ходила моя бабушка, - при этом в зале каждый раз сидят три человека, - для меня не очень правильно. В культурной среде должна быть конкуренция - новые проекты, расширение новых возможностей. Ведь мы сегодня живем в информационном сообществе, в глобальном мире, в котором мы в любой момент можем посмотреть в интернете любой спектакль из любой точки земли. - Мы развиваемся как мировое сообщество. - Да, поэтому, если бы я могла, то внесла бы в наш обиход понятие культурная дипломатия, потому что Украине есть чем гордиться, и это не только хор Веревки. Наши музыканты могут быть визитерами и послами, которые будут говорить об Украине яркой, современной, и в том числе налаживая событийный туризм. Я бы рекомендовала и министерству культуры, и МИД создать программу "Тревел Грант". Отправлять отсюда молодые таланты - художников, музыкантов - в творческие поездки. Тогда мы оттуда получим наших украинских поэтов, художников, актеров, аниматоров, но с новыми знаниями, со свежим видением глобального мира и глобальных достижений в области культуры. - Идея хорошая, она отлично работает на имидж государства. Но минкульт тут же расскажет, что денег в бюджете на подобные "забаганки" нет. - "Тревел Гранты" – это небольшие деньги. Бюджет министерства культуры 2017 года – 2,3 миллиарда гривен. Классно, что структура поддерживает национальное кино, 12 национальных коллективов, у которых большие затраты. Зарплаты чиновников министерства небольшие, но в этой отрасли есть много маленьких структур, и каждая забирает себе по копеечке, а еще на них нужно платить налоги и коммунальные. А, например, в бюро в Нью-Йорке, которое занимается поддержкой культурных проектов и распределением грантов, в штате работает всего 12 человек. Их функция - в налаживании коннекта, поддержке, а не в том, чтобы утвердить программу празднования Рождества на Михайловской площади. А в нашей мэрии таких стратегий нет, хотя там обязательно должны быть люди, которые помогают получать эти гранты. Не факт, что тебя возьмут, но хотя бы подскажут, как заполнить документы. По доброй традиции в этом году молодежный телеканал НЛО TV стал генеральным ТВ-партнером фестиваля Коктебель Jazz Festival, во-первых потому, что и у тех и у других свежий, современный взгляд на музыку, а, во-вторых, потому что есть желание показать Украину как современную страну в самых разных ее проявлениях. В этом году телеканал НЛО TV не только поддерживает фест, но и организовывает свою заряжающую зону. Увидите светящиеся буквы на пляже в Черноморске, знайте: именно тут можно получить порцию свободы и удовольствий и зарядить телефон, чтобы делать посты в социальных сетях с хештегами #litonlotv и #koktebeljazzfestival!". 24 августа в городе Черноморске (бывший Ильичевск) стартует 15-й юбилейный "Джаз Коктебель". "Министерство культуры – это анахронизм советских времен, но мы не можем его демонтировать сразу"
Зарубежные гости-музыканты признали, что сцена Koktebel Jazz Festival 2016 была самой красивой из всех европейских фестивалей минувшего года. Фото: Оскар ЯНСОНС КСТАТИ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Сколько стоит оттянуться на Koktebel Jazz Festival 2017