Загрузить еще

Трехкратный номинант на "Оскар" Агнешка Холланд: "Демократия плохо продается"

Трехкратный номинант на
Фото: Киноработы Агнешки Холланд трижды номинировались на «Оскар». Фото: Олег ШАПАРЕНКО

Корреспондент "КП" в Украине" пообщался со знаменитым режиссером во время ОМКФ, где она представила нашим землякам свой новый фильм "След зверя". Сама Холланд определяет ленту как "анархистско-феминистическую криминальную драму с элементами черной комедии". За вклад в искусство режиссер получила "Золотого Дюка" на Одесском кинофестивале

"Сериал охранял оператор"

- Агнешка, вы одна из первых режиссеров, кто начал работать с телевидением до того, как это стало модным. Как вы открыли для себя формат, отличающийся от кинематографа?

- Я было разочарована голливудским кино, было все сложнее создавать фильмы, которые несут в себе что-то новое и оригинальное. Было ужасное давление со стороны руководителей кинокомпаний, некоторые актеры не могли участвовать в более мелких картинах, если уже были задействованы в больших. Меня всегда интересовало то, что критики в 70-80-х годах называли "кино среднего уровня". Это те фильмы, в которых поднимаются сложные вопросы, которые интересны и широкой зрительской аудитории и более профессиональной. Тогда кинообщество начало развиваться по двум основным направлениям - более широкие кино, например, романтические комедии и фестивальное кино - очень персональное и оригинальное. Позже кинематограф повторил судьбу музыки – есть популярные песни, охватывающие массы, а есть такие композиции, которые недоступны 95% людей. То серединное, пустующее место заняло смелое, инновационное телевидение. На нем я смогла рассказать новые и интересные истории, привлекать интересных людей к работе, и благодаря хорошему финансированию - даже звезд первой величины.

- Однако в сериале "Карточный домик" вам не давали снимать так, как вы хотели?

- На старте проекта во время съемки пилотных серий есть возможность делать что-то новое, экспериментальное, но в дальнейших эпизодах это сложнее. На самом деле в "Карточном домике" я присоединилась к команде в третьем сезоне и режиссер Девид Финчер, снимавший сериал до меня, уже задал формат. Были прописаны определенные стандарты, технические моменты. Я понимала, что необходимо принять некоторые правила, но что-то и привнести свое. Стиль охранял оператор камеры, который мне напоминал, что это против стиля сериала, и мы дразнили друг друга. Я понимала, что не могу сильно изменять формат, так как есть люди, которые любят этот сериал именно за то каким он уже есть.

- В последнее время все чаще в основе западных ТВ-проектов можно узнать литературные произведения XIX века. Рассказы Бальзака, Стендаля, Достоевского также снимают в формате сериалов.

- У зрителей есть потребность в таких эпических сюжетах, и телевизионные сериалы дают им это. В сериалах есть возможность развивать персонажей, подробно рассказывать их историю. Полнометражное двухчасовое кино – это не так много, чтобы раскрыть персонажа. Мои игровые фильмы очень длинные с деталями. Это как большой чемодан, набитый вещами. В сериалах время практически не ограничено, лишь бы у зрителя был интерес.

"Магия Дикаприо исчезла с возрастом"

- Вы первый режиссер, который стал работать c Леонардо Дикаприо, сняв фильм "Полное затмение". У него была очень рисковая роль (поэта с нетрадиционной ориентацией, - авт.), как вам с ним работалось?

- Я считаю Леонардо очень талантливым и храбрым актером в профессиональном смысле, у него интересные взгляды на роли. Он не берется за все подряд и работает только с теми режиссерами, которых уважает. В то время, когда мы снимали "Полное затмение", Лео был совсем молод, в нем была определенная магия, которая почти исчезла с возрастом. Я довольно просто убедила его взять эту роль, он также слушал мнение своего отца, который является очень неординарной личностью – его прозвали "хиппи" с точки зрения интеллектуальной Америки. Отец поддерживал Дикаприо, и молодой актер справился с работой.

Мы достаточно долго общались с Лео, поддерживали дружеские отношения, но со временем стали реже видеться и перестали общаться. На премьере его последней картины мы встретились, разговорились. Я бы не сказала, что он сильно изменился как человек, он умен, талантлив, ему не все равно, что происходит в мире. Его интересуют не только красивые модели.

- Почему, фильмы, которые получают "Оскар", как правило, не популярны у украинского зрителя?

- У славян и американцев разные взгляды. Все это, конечно, связано с менталитетом, с тем, как люди мыслят. Разные фильмы на европейских и американских фестивалях можно объяснить тем, что у комиссии "Оскара" совершенно другой вкус. Можно сказать, что это – своеобразная элита с авангардным мышлением. "Оскар" получают в основном те фильмы, которые имеют большую аудиторию. Очень редко случается такое, что фильм попадает в номинацию, если у него аудитория одной страны. Однако, такое вполне возможно на Каннском кинофестивале, к примеру.

- Насколько, по-вашему, нынешние мировые лидеры яркие и выдающиеся с точки зрения кинематографа, чтобы о них снимать кино?

- Естественно, есть политики более интересные как киногерои, есть менее. Если мы говорим о Качиньском, то я считаю, что он очень интересный персонаж, и в первую очередь – с психологической точки зрения. Он весьма своеобразный. Человек наполнен различными эмоциями – от обиды до ненависти. Ведь неинтересно снимать фильмы о тех, кем движут только власть и деньги – как Путиным, к примеру. В Качиньском еще есть нечто, что очень важно – это жажда мести, ненависть. Этого человека я вижу интересным героем – такой себе шекспировский персонаж. Путин тоже интересная персона, но не такой сложный по характеру. Орбан – скучный. В Венгрии этот человек является своеобразным диктатором. Он умен, циничен, смог полностью переписать Конституцию "под себя", тем самым сделав Венгрию авторитарной. В то время как Качиньский просто нарушает закон. Эрдоган – не знаю, не могу судить, поэтому дать оценку его шансам в кинематографе тоже не готова. Хотя, хочу отметить, что все зло, все "плохие парни" - они, как правило, более фотогеничны, да и в кадре смотрятся более выгодно. Поэтому и говорят, что демократия, по своей сути скучная – в ней нет тех эмоций, войн, битв. Демократия – это лишь разговоры и компромиссы. Поэтому она и находится в упадке, потому что не так хорошо продается в социальных медиа, в кино.

"Стеклянный потолок для женщин"

- В последнее время говорят о дискриминации женщин в разных сферах, в искусстве в том числе. Как вам удалось стать успешной женщиной-режиссером?

- По поводу квот для женщин в этой индустрии - сложный вопрос, есть такая вещь, как стеклянный невидимый потолок для слабого пола, который не дает им развиваться, особенно режиссерам и сценаристам, да и актрисам. Почему еще телевидение стало таким важным для женщин? Оно дало возможность показывать персонажей, делать их сильнее. В фильмах это сложнее, потому как есть точка зрения дистрибьюторов, нацеленных на кассовые сборы, мол, невозможно сделать фильм популярным, если главным героем является женщина… А на телевидении это вдруг стало возможным, есть целый ряд актрис, которые выбрали роли на телевидении, потому что есть больше возможности показать персонажей. Но вопрос состоит в том, что женщине-режиссеру сложнее найти финансирование и оценка, внимание критики будет более жестким, отбор на фестивали тоже – фильм, снятый мужчиной, выберут с гораздо большей вероятностью. Мужчине довольно легко собрать деньги на следующий фильм, даже если предыдущий был не сильно успешным, а вот женщине не так, у них меньше шансов на ошибку. Единственную пальмовую ветвь Каннского фестиваля получила только одна женщина-режиссер Джейн Кэмпион, и это было довольно сложно.

- А вы когда-то сталкивались с дискриминацией?

- Да, в определенном смысле да, когда мне хотели сделать комплимент, то говорили, что мои фильмы выглядят так, будто их снял мужчина. Я не хочу жаловаться, я довольно сильный человек, может потому что у меня в жизни случались и другие сложности, меня невозможно сбить с ног и оставить лежащей – я как ванька-встанька буду снова работать. Но многие женщины очень нежные существа, что с одной стороны делает их особенным, но с другой представляет их слабость и их проще сбить с ног.

На церемонии закрытия Одесского кинофестиваля госпоже Холланд вручили "Золотого Дюка" за вклад в искусство. Фото: Пресс-служба ОМКФ

Из досье "КП"

В начале 1970-х по окончанию киношколы в Праге, Агнешка Холланд работала ассистентом режиссеров Кшиштофа Занусси и Станислава Латалло. Была членом кинообъединения "X", которым руководил классик европейского авторского кино Aнджей Вайда. С середины 1970-х начала снимать собственные фильмы: полнометражный дебют Холланд "Провинциальные актеры" был отмечен премией на кинофестивале в Каннах.

Киноработы Агнешки трижды номинировались на "Оскар". В качестве режиссера Холланд работала над эпизодами известных сериалов, среди которых "Карточный домик", "Убийство", "Ребенок Розмари", "Прослушка", "Любовники", "Детектив Раш". За режиссуру одного из эпизодов сериала "Тримей" Холланд была номинирована на премию "Эмми".

Европейская киноакадемия, председателем которой является Агнешка Холланд, совместно с правозащитной организацией Amnesty International, ежегодно проводит акции в защиту режиссера Олега Сенцова. Сама Холланд неоднократно выступала в поддержку украинца и приняла участие в съемках документального фильма "Процесс. Российское государство против Олега Сенцова" Аскольда Курова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Лия Ахеджакова: "Со Ступкой мы не дружили, но очень любили друг друга"

Новости по теме: Кино