Загрузить еще

"В России нет человека, который лучше понимает страну": отрывки из новой книги о Шнурове и "Ленинграде"

Фото: Фото: instagram.com/mshnurova

На днях в продаже появилась книга "Ленинград. Невероятная и правдивая история" о музыканте Сергее Шнурове и созданном им проекте "Группировка Ленинград". В Санкт-Петербурге книгу представил сам Шнуров и писатель Максим Семеляк. Это уже второе издание, посвященное "Ленинграду". В 2007 году вышла книга "Музыка для мужика". "Невероятная и правдивая история" - продолжение первой книги.

- Появляется поколение, которое не помнит, что в группе "Ленинград" когда-то пел мужчина с бородой, и не было ни одной девушки, - сказал Максим Семеляк. - Я увеличил предыдущую книгу на треть, из старой вычеркнул две - три глупые фразы и добавил туда пару дюжин историй и две новых главы.

На каждой странице можно увидеть фотографии из личного архива музыкантов. Их отбирала жена Шнурова Матильда. Именно ей принадлежала идея создания книги. Сам Шнуров от редактуры отказался – просмотрел том уже после выхода.

 

 

by @belonika

Публикация от Matilda Shnurova (@mshnurova)

 

- Книга мне понравилась. Она не коплиментарная. Там присутствуют разные взгляды, высказывания о нашей группе, иногда противоречащие друг другу. Это такое туалетное чтиво, которое можно начать листать с любой страницы. На фото смотреть - серьезное испытание. Некоторые из них просто жуткие, потому что снимали на мыльницу, - сказал Сергей Шнуров.

Книга вышла с ограничением "18+" и предупреждением о нецензурной лексике. Ее можно купить за 1300 рублей (600 грн).

Отрывки из книги "Ленинград. Невероятная и правдивая история"

"Сергей Шнуров: Про русский рок все понятно. К тому же сейчас они вообще позорно смотрятся, эти истории из прошлого, колорита в них никакого нет. С точки зрения сегодняшнего дня все эти рок-герои так называемые – это лузеры. Самые обыкновенные. Когда чуваки держали ларьки и занимались подпольным бизнесом каким-никаким – ну там шили свитера и кожаные куртки – музыканты эти были просто лузеры. Нытики. Ну не герои ни хера. Не AC/DC. Никто не умер от передоза на золотом унитазе. Во всем этом русском роке нет ни Есенина, ни Шаляпина, такого настоящего кутилы, чтобы "ах, еб твою мать, раззудись плечо!" Нытье сплошное. Шевчук мог таким быть, но не стал. Шевчук, блядь, должен ездить на "хаммере" в собольей шубе и уж не знаю там, в ресторане "Астория" ставить всех на уши. А его самого в этой "Астории" Киркоров нагнул. Есенин вот, казалось бы, тоже провинциал глубокий, однако же ему было дозволено".

"Григорий Зонтов: "Как-то в клубе "Дача" мне под Новый год сломали нос. Шнуров пришел в дикую ярость, раскричался, что в группе "Ленинград" носы не ломают. Мы с ним вдвоем поехали разбираться. А того охранника в тот день на месте не оказалось. Шнуров спросил у кого-то из персонала: "А он здоровый? Ну ладно, тогда домой за пистолетом поедем. А завтра мы опять приедем в шесть часов, приводите кого угодно, я при всех объясню, что он гондон". И мы ушли.  Приезжаем на следующий день – Серега в красном шарфике, повязанном пионерским образом, с полиэтиленновом пакете с пластинками.

А там собралась целая туса – ждали, что мы приедем оравой с автоматами, видимо. А мы – красный шарфик и полиэтиленовый пакетик. И Шнур начинает разговор – очень быстрый и четкий. Все закончилось хорошо – человек понял, что он неправ, извинился, мы выпили. Но потом Шнур зашел в каптерку и сказал: "Следующий сломанный нос будет стоить тридцать тысяч. Поэтому носы никому не ломаем". Подумал и добавил: "Причем евро". Ну правильно, концерт-то отменился".

"Сергей Шнуров: "В какой-то момент я понял, в чем смысл "Ленинграда". Все группы хотели чисто внешне казаться на сцене лучше, чем они есть. А мы хотели казаться хуже, чем на самом деле".

"Роман Парыгин: "В Норильске Сережа сильно выпил. Когда они с Пузом ввалились в гостиницу, подошел мент и поинтересовался, отчего они такие пьяные. Серега в ответ рывком снял у мента автомат с плеча, за что сразу получил другим автоматом в ебало. После чего они с Пузом были отвезены в вытрезвитель. Из вытрезвителя они ни в какую не выкупались, поскольку ребята тамошние оказались идейные. Ну и пришел счет в Санкт-Петербург, со всеми делами".

"Сергей Шнуров: "Естественно мы целиком про и за маленького человека, просто к этому прирощен другой знак, а смысл ровно такой же. И уравнение складывается таким образом, что трагедия маленького человека сперва переходит в трагикомедию, а потом в чистое и необъяснимое ликование. Любит наш народ всякое говно, да, и надо в конце восклицательный знак поставить, это положительное утверждение! Еще не всякий народ любит говно, поискать надо еще такой народ, ценить его надо. В системе айкидо силы противника идут тебе в плюс. Просто нужно повернуться в нужную сторону. Так и мы".

"Алексей Зимин: "Я вообще не помню, чтобы Шнуров когда-либо выказывал какие-то гастрономические капризы. голубцы, грибной суп-вот, собственно, и все. И дома у него почти никогда не было ничего съедобного. Я однажды жил у него в Питере, в квартире на Мучке. Открыл холодильник, а там музей кетчупов и початых майонезов. Буквально по двадцать банок и того и другого. И все едва початы; Видимо, ходили ночью в магазин, покупали пельмени или сосиски и к ним кетчуп или майонез. И так всякий раз, потому что Шнуров просто не помнил, что у него в холодильнике уже музей этих кетчупов. Я их выкинул все. Получилось две большие сумки".

"Сергей Шнуров: "Когда я совсем в депрессии, я слушаю "Ленинград".

"Сергей Шнуров: "Однажды в Краснодаре после концерта ко мне подходит баба. Что-то мы с ней трем, я спрашиваю: чем ты занимаешься? Она говорит: я наркоманка (тут же показывает мне вены, а там дороги такие что пиздец), воровка и проститутка. Я говорю: это то, что мне нужно. И потащил ее к себе. Сейчас бы я так не сделал. Вот, вкратце, в чем различие между старым "Ленинградом" и новым".

"Максим Семеляк: "Шнур подарил русскому року зоологическую буквальность – то, чего в этом роке никогда не было. Он поет: "я сделан из мяса". С таких позиций здесь в массе своей никто и никогда не делал рок-музыки – вспомните всех местных героев и их многочисленные самоидентификации шизоидно-метафорического свойства: "я церковь без крестов, я серый голубь, я нэпман, я змея, я боль яблока" и т.п. Вообще, весь нехитрый смысл "Ленинграда" (а по большому счету и всего рок-н-ролла как жанра в его первородном виде) укладывается в старую строчку "Зоопарка": "Всех еще тошнит, а я УЖЕ опохмелился". Рок-н-ролл в версии Шнура – это чистое ликование, шальное, шалое счастье. "Ленинград" – это рок-н-ролл, взятый по единственно верному признаку – половому. Голый человек на голой земле – и его желание пожить, отхлебнуть и поучаствовать в судьбе той или иной особы. Вот собственно и все. Шнуров как бы вернул рок-н-роллу его исконный смысл".

"Вернулся "Ленинград" так же внезапно, как и удалился. Шнуров утверждал, что тайна его возвращения была сугубо коммерческой. "Снова живы для наживы" — как гласил более поздний рекламный плакат. Еще в период "Рубля" он делился со мной планом сыграть один концерт "Ленинградом", но лишь когда за него предложат цену в миллион долларов. Миллиона он не дождался, однако в усеченном виде его расчеты действительно оправдались — Сергей Мельников (агентство "Мельница") предложил 250 тысяч евро за два концерта в "Арене". Это был, несомненно, куш — на излете 2008 года группа получала сорок тысяч евро за регулярный концерт и шестьдесят — за корпоратив. Шнуров объяснял: "Я предполагал, что мы сыграем два концерта, а дальше я не знал, что будет. Переговоры начались весной, летом стали репетировать, и в тот момент я придумал эту героиню для Юли. „Ленинград“ ушел в кризис и возродился в 2010-м, когда деньги и гонорары вроде бы остались в низкой фазе, а „Ленинград“ тем не менее на всем этом вырос. Был абсолютно четкий план Шнурова-2020, он обрисован и выполняется. Беспринципное, но честное обогащение. Потому что шоу вокруг до ***, а бизнеса нет вообще. И только великая группа „Ленинград“ соединяет в себе два этих понятия — шоу и, *****, бизнес! Мне хотелось делать что-то в духе пугачевского „Арлекино“. В конце концов, раз говорят, что у нас в стране застой, так значит, и музыка должна быть соответствующая".

"Шнуров — один из самых по-настоящему умных людей в России. Потому что возьмешь мелодию отдельно — бывает, что ерунда, берешь текст — еще хуже. Но все вместе — это абсолютно точное попадание в ситуацию. Мне кажется, что его понимание России — это соединение Константина Леонтьева, Владимира Соловьева и Василия Васильевича Розанова. В нем есть все — и глубокий скептицизм, и консерватизм, и неверие в самостоятельность русского человека, и понимание мистицизма России, и скоморошество, панковское русское начало. А когда Сережа берется совсем всерьез рассуждать, я бы сказала, что там и взгляд Бердяева присутствует. Я не знаю сейчас в России человека, который лучше бы понимал и чувствовал страну. Он ее понимает и чувствует лучше Путина Владимира Владимировича, который вообще-то большой мастер этого дела. Очень редко в ком сочетаются широта и глубина, как правило, это антонимы. А у него как-то есть и то, и то — как есть в нем и почти невозможное сочетание предприимчивости с глубокой рефлексией. Поэтому, когда начинают брюзжать о том, что его может унести в мир успеха, гламура и тому подобного, я всякий раз себя останавливаю, потому что он слишком умен для этого. На самом деле он русский человек, каким он будет через двести лет. Еще одна его ипостась — он Одиссей, он хитрый грек, умудряющийся выкрутить абсолютный земной результат из чего угодно".