На днях директор Европейского вещательного союза (EBU) Ингрид Делтенре косвенно намекнула в беседе с журналистом швейцарского издания Blick, что в отношении Украины могут ввести санкции, если наша страна не найдет выход из ситуации с запретом на въезд участницы от России Юлии Самойловой.
Что это – реальные угрозы или просто психологическое давление? Прокомментировать ситуацию мы попросили человека, который как никто разбирается в "Евровидении" и его подводных камнях.
"Я никогда не видел подобных санкций и прецедентов"
- Несмотря на то что "Евровидение" является объектом моего внимания и работы уже более 12 лет, я никогда не видел примера подобных санкций или даже прецедента, - говорит продюсер Александр Ксенофонтов. - Были случаи отстранения от участия за неуплату. Был случай в 2005 году, когда Евровидение тоже проходило в Киеве, с конкурса был снят Ливан, который должен был впервые принять участие в конкурсе. Они отказались транслировать выступление представителя Израиля, и должны были отменить свое участие, попутно заплатив неустойку и потеряв следующий взнос.
В Киеве в этом году действительно был создан конфликтный прецедент, который требует пристального рассмотрения. С одной стороны, участие российской конкурсантки нарушает украинское законодательство, с другой – запрет ее участия нарушает правила конкурса.
Для меня, как гражданина Украины, верховенство законов нашей страны над другими правилами и рекомендациями является очевидным и бесспорным. Но даже в этом случае возможен разумный компромисс, ведь это вопрос не о рядовом туристе.
Конкурсант от России – это музыкальный дипломат, посол. Известно, что во время Олимпийских игр останавливались даже войны и другие конфликты.
В Украину на "Евровидение" приедут десятки тысяч людей - туристов, фанатов, журналистов. Мне интересно, всех ли СБУ досконально проверит на факт пребывания в Крыму с 2014 года. Если нет, это уже дискриминация по отношению к российской конкурсантке.
"Заглотнули наживку"
- Такой отбор конкурсантов и такая позиция является провокацией со стороны России, и нужно отдать должное: наши твердолобые генералы и полковники глубоко заглотнули наживку, и она им уже поперек горла стоит, - продолжает Ксенофонтов. - Перед тем как делать громкие объявления и выходить "на люди" со своей принципиальностью, нужно было рассмотреть все возможные сценарии и последствия для страны и решить, какое действие несет государству больше пользы, а что больше вреда.
По сравнению со взрывами и разрушением самого большого в Украине арсенала оружия во время войны, а также убийством в упор экс-депутата Госдумы в центре Киева, который получил украинское гражданство и начал работать против нашего общего врага, история с российской конкурсанткой с ограниченными возможностями, которая создает серьезную угрозу нашей безопасности, выглядит как фарс.
Мы прекрасно понимаем, кто стоит за всеми тремя событиями, кто этот фарс режиссирует и воплощает в жизнь. И роль нашей Службы безопасности как пассивного статиста в первых двух случаях и активного драйвера в последнем тоже отлично вкладывается в этот "незамысловатый" сценарий.
"Для конкурса это крайне опасная история"
- Абсолютно понятно, что EBU под давлением Москвы и солидарным мнением многих других участников конкурса с замороженными и действующими конфликтами будет искать любые возможности, чтобы участник от России принял участие в конкурсе, - говорит продюсер. - В ином случае Азербайджан не будет транслировать Армению, и напротив, Молдова, Грузия и Украина не будут транслировать Россию, Греция и Кипр - Турцию, все арабские страны запретят телеверсию конкурса – ведь там принимает участие Израиль. Сербия начнет поднимать вопрос автономии Косово, и боснийцы вместе с албанцами могут поставить вопрос касательно уместности сербских исполнителей в их эфире.
Одним словом – для конкурса это крайне опасная история, и функционеры Европейской вещательной ассоциации будут делать все, чтобы блокировать прецедент недопуска участника из другой страны!
Было немало случаев, когда сами страны отказывались от участия по тем или иным причинам, но отказ в ПРАВЕ УЧАСТИЯ - это впервые.
Поэтому я бы отнесся внимательнее к этой ситуации. Дело тут не в запугивании и не в шантаже, дело в общечеловеческих ценностях, которые иногда обладают высшей, чем какое бы то ни было законодательство, силой.