Вовремя остановился, а в 1997-м написал свою первую книгу "Записки шулера", ставшую бестселлером. Анатолий Барбакару - соавтор сценариев и консультант таких популярных сериалов, как "Ликвидация" и "Шулер". А еще, не удивляйтесь, исповедует философию лоха. Считает, что такие "лоховитые" свойства, как искренность и способность доверять, и есть самые человеческие черты. Утверждает, что самое существенное в его жизненной истории не то, что "самый" ли он шулер или "не самый", а то, что сумел сохранить в себе лоха.
Сегодня на "Интере" стартует его новая киноистория - сериал "Маэстро" производства кинокомпании Star Media. Мы вспомнили с Барбакару о любопытных эпизодах из его карьеры и со съемочной площадки.
"Афера - единственный вид преступления, которое радует"
- Анатолий, как начали писать сценарии и консультировать на съемочной площадке?
- На самом деле я всего лишь продолжаю заниматься одним и тем же делом - придумываю занятные ситуации, аферы в том числе. Всю жизнь. А если заглянуть еще раньше, то просто всегда старался жить не скучно. Так и продолжаю: делать кино - это ну очень не скучно. Афера - это единственный вид преступления, которое радует. Конечно, если оно происходит не с нами. А в кино это задорно, весело. И к тому же есть надежда, что все хорошо кончится.
- С какого фильма закрутилась ваша киношная афера? С "Ликвидации"?
- До "Ликвидации" был сериал "Рельсы счастья". Я там и роль играл, и ставил сцену, в которой Леня Громов и Жанна Эппле меня с шулером-напарником облапошивали. А до этого был спектакль с Димой Назаровым "На дне", где он играл Сатина. Сатин был шулером, и Диме нужно было осваивать это ремесло. С тех пор мы дружим, и Дима, кстати, очень любит вспоминать историю, как я учил его шулерским трюкам по телефону.
- По телефону? Это возможно?
- Да, по телефону. Не было ведь тогда ни скайпа, ничего. Я давал указания: возьми колоду так-то, подведи палец туда-то… Уточнял: колода упала? Собирай, я подожду, давай по-новой. Вроде как дурачились, но за образ Сатина Дима взял приз "Хрустальная принцесса Турандот".
- В сериале "Маэстро" - ваша реальная история или есть элементы выдумки?
- Одно другому не противоречит. Эпиграф к книге "Я - шулер" - "Люди склонны идеализировать свое прошлое". Все - правда, но даю себе отчет, что, конечно же, идеализирую происходившее. Для этого необязательно даже что-то выдумывать. Достаточно изменить интонацию подачи факта. Например, кого-то подло обобрал, а пишешь об этом с претензией на философичность, и, вероятно, можешь показаться читателю этаким мудрецом-душечкой. А действо как было подлостью, так ею и осталось. Так что пресловутый художественный вымысел может быть просто в интонации.
- Но все же - здесь вы какую историю рассказываете?
- У меня есть книга "Женщины не просчитываются". Так вот - в ней главная героиня - барышня, которая все время дурит и читателя, и героя. Это была реальная история. И ни герой, ни читатель не понимают, где правда, а где неправда.
- Ага, то есть в жизни барышня вас дурила?
- Да. В книге "Женщины не просчитываются" есть размышления от героя, не буду говорить от меня: "Мы можем быть какими-угодно матерыми, крутить какими-угодно деньгами, проворачивать какие-угодно комбинации, но просчитать женщину невозможно. Потому что женщины не просчитываются". В "Маэстро" главная героиня - такая штучка: дурит и главного героя, и, мы надеемся, зрителей.
- Мне кажется, таких, как вы, невозможно обдурить.
- Да обдурить можно любого. Любой человек, который кому-то помогает, хоть капельку доверяет - потенциальный лох, то есть человек, которого можно обмануть. Вот сейчас кому-то станет плохо, и у вас попросят телефон, чтобы позвонить и вызвать скорую, - вы не дадите?
- Дам, конечно.
- А если вас кинут? Чухнут с телефоном? Значит, вы - лох. А если не дадите - значит, негодяй. Другого выбора нет. Единственный верный способ не быть обманутым - никому не верить. Но это слишком большая цена.
- Судя по нынешнему уровню нашей жизни, мы все лохи. Что бы вы посоветовали лохам - как жить?
- Лепите круг вокруг себя из тех, кто точно от обмана не будет испытывать удовольствия. Бывает же обман вынужденный, человек не испытывает от этого удовольствие. Мне иногда даже стыдно от того, как неловко и неуклюже нас, бывает, дурят, и кто дурит, и где дурят. Но не бойтесь быть обманутым, бойтесь не быть человеком. И не бойтесь быть лохом, но не давайте повода, чтобы вас держали за лохов. Это разные вещи. Ну и как вариант противодействия: присматривайтесь к таким фильмам, как наш "Маэстро".
|
"Карты всегда были вопросом свободы"
- О какой истории из своей жизни вы бы хотели снять кино?
- Собственно, во всех фильмах мои истории и реализуются. Главная история моей жизни в том, что я, пройдя, простите за слово, через всю эту срань, о которой мечтал в детстве - матерости, нескучной жизни, шулерстве, - сумел остаться лохом. И все наши фильмы про то, что наш герой умудряется остаться лохом, сохранить человеческое. Вот сидит перед вами этот тип с потасканным шулерским матерым лицом, но он тот же пацан, которым был в детстве, который верил в чудеса и в то, что добро побеждает зло. Просто в жизни, к сожалению, не всегда так.
- А правда, что вы проиграли всего один раз?
- Это ни о чем не говорит. Это вопрос случая, ангела-хранителя… И то - как я проиграл?! Просто вовремя закончил. Вот продолжал бы и где-то бы проиграл. Надо все вовремя заканчивать.
- А что делали, когда перестали играть в карты?
- Опять вы меня на карты переводите (смеется). У меня есть фильмы, книги, возможность реализовывать то, что хотел. Карты всегда были вопросом свободы и реализацией возможности творить какие-то чудеса. А теперь это можно делать в фильмах, книгах. Кино - самый лучший вариант, где можно создать полноценный мир.
- В своем кино вы до конца истории из жизни рассказываете? Или что-то умалчиваете?
- Я рассказываю даже больше, чем было (смеется). Иногда умалчиваю. Но ведь это наш совместный проект. У нас три головы (Анатолий Барбакару, Максим Белозор и режиссер Эдуард Парри. - Авт.). В кино мы улучшаем мир по нашему усмотрению. Нескромно звучит, но это так.
- Во всех ваших историях есть любовь. Вам в любви везло? Можете сказать, что вы счастливый человек?
- Лучше про кино, а не про меня.
- Но все же - счастливый?
- Счастливый. Даже не сомневаюсь по этому поводу.
- А что или кто вам помогает быть счастливым?
- Тут надо спросить - а что такое счастье? Но в эту плоскость не хочется лезть. Это то же самое, что спросить - а что есть любовь? Если человек дальтоник, какой смысл ему объяснять, что такое красный цвет. Я знаю одно: счастье - это не событие в жизни человека, а способность его души. Есть люди, способные к счастью, а есть такие, что какие бы им события ни подавали, они несчастливы. Им не только мало, им все не так. А у того, другого, ничего нет, он бомж, но - счастливый.
- Сейчас вы работаете над новой картиной?
- Не просто работаю, сценарий уже полностью готов. Мне грустно немножко, я его делал сам. Нас разбросало на время, ребята отвлеклись на другие проекты. И потом - они хотят немножко отдохнуть от одной и той же темы. Пусть даже эта тема - Одесса. Но для меня эта тема - это мой город, моя жизнь. И занимаюсь я тем, чем всегда хотел заниматься. Это точно не вопрос работы или заработка. Рабочее название картины "Залетный". Очень бы хотел назвать ее "Лох", но это слишком броско, как щелбан, и слово для большинства негативное. Боюсь, только мне оно кажется пушистым как заячий хвостик. Это тоже 80-е годы, Одесса, но уже совершенно другая история чудес.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Анатолий Барбакару, 57 лет. За десять лет, которые жил только игрой, проиграл лишь один раз. Пять лет находился во всесоюзном розыске. Был судим. Срок получил за "армию" (уклонялся от службы) и "бродяжничество". После окончания срока в 1992 году сделал пластическую операцию на лице и стал репортером криминальной хроники, ведущим авторских программ на Одесском телевидении.
Профессиональный спортсмен (волейбол, высшая лига), актер, телеведущий. Автор, например, таких книг: "Одесса - мама", "Я - шулер", "Ва-банк. Последний трюк каталы", "Бандитами не рождаются". Живет в Одессе.