Еще за месяц до старта картины, которую заочно окрестили самой скандальной премьерой осени в Европе, кинокритики и публицисты акцентировали внимание на том, что творение режиссера Войцеха Смажовского может серьезно обострить отношения Варшавы и Киева, отбросив их на десятилетие назад.
Премьеры "Волыни" в украинских кинотеатрах не будет, а ее создатель отмечает, что перспектива ухудшения отношений между странами его не пугает. Напротив, он полагает, что такие фильмы необходимы, чтобы "строить мосты, активный диалог между украинцами и поляками относительно событий на Волыни".
Также, по мнению Смажовского, кино будет способствовать тому, что польские и украинские историки "восстановят совместную работу, сравнят между собой факты, проведут эксгумацию останков и, наконец, смогут сформулировать общую позицию, которая попадет в польские и украинские учебники - это будет начало новых польско-украинских отношений".
Кинокритики и публицисты, в свою очередь, окрестили Смажовского "польским Тарантино" и шокированы количеством кровавых сцен насилия от выкалывания глаз и отрубания голов и конечностей, снятия кожи с живого человека до разрывания людей на куски лошадьми и сжигания живьем. Многие отмечают, что это художественный, а не документальный фильм, и не следует воспринимать его как истину в последней инстанции.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Действия картины разворачиваются в волынском провинциальном городке. Польская девушка Зося влюбляется в украинца Петра (его играет львовский актер Василь Василик, отказавшийся комментировать "КП" в Украине" свое участие в этом фильме), но отец девушки отдает ее за богатого вдовца, которого забирают на фронт Второй мировой вскоре после свадьбы. Тем временем в городе назревают конфликты между поляками, украинцами и евреями, которые раньше мирно жили бок о бок. Героиня оказалась заложницей трагических событий истории украинского и польского народов…
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Авторы мечтают о прокате в нашей стране
Украинский журналист Юрий Банахевич среди первых посмотрел картину во время фестивального показа и поделился впечатлениями с "КП" в Украине".
- Возможно, после просмотра фильма найдутся люди, которые будут воспринимать это все за чистую монету, - говорит Юрий Банахевич, собственный корреспондент агентства "Укринформ" в Варшаве. - Но этот фильм фактически является личным режиссерским видением этих событий, которое, конечно, опирается на книги, написанные польскими историками. Но это все же очень субъективный подход к тем реалиям. Режиссер при подготовке к съемкам фильма не пользовался украинскими историческими источникам, и фильм в определенной степени можно считать односторонним.
- В целом на предпоказах фильма в Польше реакция положительная, - продолжает Банахевич, - но есть и критичные мнения, хотя таких гораздо меньше - возможно, люди боятся осуждения мейнстрима, который говорит о том, что фильм соответствует исторической правде, и должен возобновить и усилить украинско-польскую дискуссию на тему Волынской трагедии.
Создатели и прокатчики очень заинтересованы в том, чтобы фильм показали и в Украине - чтобы украинцы переосмыслили события на Волыни в 1943-1944 годах.
В Польше склонны считать, что освещаемые в фильме события - истина в последней инстанции, и любые замечания об искажениях и попытках манипуляций вкупе с обобщенно-стереотипным подходом к образу украинцев воспринимаются в штыки.
- Смажовский рассказал, что начал снимать фильм еще 4 года назад, задолго до событий на Майдане и до начала российско-украинской войны, поэтому "не мог предусмотреть, что некоторые образы, сюжетные линии могут в свете нынешних событий восприниматься в негативной коннотации".
Например, есть момент в фильме, когда украинские националисты с сине-желтыми и красно-черными флагами возле костра кричат "Слава Україні - героям слава! Слава нації - смерть ворогам!" Это те же лозунги, которые звучали на Майдане и сейчас звучат, но режиссер говорит, что все это - совпадение и что унизить украинцев у него намерения не было.
Вместе с тем при создании фильма на 90% режиссер опирался на польские исторические источники, а его консультантами были люди заангажированные. У них репутация личностей с антиукраинскими взглядами, я бы даже сказал - и не только касательно УПА, а в целом. Это видно даже по некоторым нюансам сцен, фразам героев…
В Польше проживает много этнических украинцев, которые являются местными гражданами украинского происхождения (таких примерно несколько сотен тысяч), и они побаиваются, что может подняться волна насилия националистично настроенных поляков по отношению к украинцам.
Все покажут ближайшие несколько недель и месяцев. Если не будет бунтов и нападений на людей, которые ездят по городам с украинскими флажками на машине или даже просто на людей с авто с украинскими номерами, тогда можно будет вздохнуть с облегчением и сказать, что ситуация не вышла из берегов эмоций.
Можно предполагать, что вследствие этого и межгосударственные отношения могут пошатнуться. Но пока это лишь опасения.