Загрузить еще

Главный режиссер Национальной оперы Анатолий Соловьяненко: "Если сегодня Монтсеррат Кабалье попросит спеть Джульетту, ей этого никто не позволит"[видео]

Главный режиссер Национальной оперы Анатолий Соловьяненко:
Фото: Людмила Монастырская в роли Абигайль («Набукко») покорила весь мир, а теперь и Украину. Фото: Пресс-служба Национальной оперы Украины.

Спектакль, масштабный по замыслу, получился необыкновенно красивым и каким-то очень свежим, легким для восприятия, несмотря на тяжелую историческую тему противостояния Вавилона и иудеев. 

Вдохновленные премьерой, мы пригласили в редакцию "КП" в Украине" главного режиссера Нацоперы Анатолия Соловьяненко, который рассказал, что сейчас происходит за кулисами высокого искусства в нашей стране.

"Пласидо Доминго назвал украинку лучшей Абигайль"

- Анатолий Анатольевич, "Набукко" считается одной из сложнейших. Легендарная Мария Каллас, исполнившая ее на сцене Неаполитанского театра, считала, что именно партия героини оперы Абигайль стоила ей потери голоса. Ваши солистки не боятся?

- Действительно, эта партия технически очень сложная, требует мощного звучания. Если исполнитель подходит к ней неосторожно, это может закончиться плохо.

Нам очень повезло, что у нас есть замечательная певица Людмила Монастырская (на фото), которая поет эту партию на самых крупных сценах мира, где ее партнеры - самые известные мировые оперные звезды, включая Пласидо Доминго. Кстати, Доминго считает нашу Людмилу лучшей в мире исполнительницей партии Абигайль!

Сегодня труппа в театре очень сильная, признанная в мире, все эти исполнители по отдельности гастролируют на лучших оперных сценах Европы и Америки.

- А сколько у вас всего прим в составе театра?

- Оперная труппа театра составляет сейчас 63 штатных солиста и одну солистку-стажистку. Разные солисты в разных спектаклях исполняют главные роли, поэтому выделить прим и неприм довольно сложно. Хотя, безусловно, есть какая-то золотая десятка солистов, которая является знаковой в нашей работе.

- А как насчет новых оперных звезд? Хорошо ли работает сейчас консерватория?

- Вы знаете, это даже вопрос не того, как работает консерватория, это вопрос того, что в появлении плеяд больших исполнителей есть некая волнообразность.

1960-е - это были Соловьяненко, Мирошниченко, Ципола… В конце 70-х была следующая волна, которая принесла Майбороду, Пономаренко, Пивоварова… Затем у нас появилась новая плеяда исполнителей, таких как Микитенко, Швачка, Магера, Штонда…

И вот уже идет следующая волна. У нас сейчас поет студент консерватории, замечательный молодой тенор Валентин Детюк, которому я прочу мировое будущее. Он - блестящий Ленский, прекрасный Водемон, сейчас мы ввели его в "Набукко", следом главная партия в "Травиате".

Еще роскошный бас Александр Мильев - он обязательно скажет свое слово на оперной сцене.

Есть замечательный баритон Александр Мельничук, который пел в первой премьере "Набукко" главную партию. Слава богу, голосов хороших хватает!

О современном зрителе

- Раньше люди приходили в оперу с клавирами, и если им кто-то не нравился, шикали и бросались помидорами. Как себя ведет современный зритель - он вообще понимает, где оказался?

- Я думаю, что зрители во все времена были разными. С клавиром к нам уже никто не ходит, но если качество исполнения низкое ввиду того, что солист болен или еще что-то (такие ситуации бывают), люди иногда покидают зал. Но, слава богу, это случается очень редко и не массово.

Это не история с гастролями антрепризных драмтеатров, где есть огромная PR-кампания и билеты на распиаренные фамилии продаются за бешеные деньги. И что? Порой после антракта в зале остается 30% от того, что было в начале. Это - "сказка о голом короле".

У меня лично есть два критерия качества театрального продукта. Первый: сколько билетов продано, но не на первые три показа, а на 10-й, 15-й спектакли. Второй: сколько людей остается в зале после первого антракта, даже на премьере. Эти вещи очень показательны.

- Сейчас многих интересует, когда появятся в нашем театре отечественные оперы с украинскими сюжетом? Может, что-то современное.

- Вы знаете, на самом деле вопрос больной. Потому что создание оперного спектакля - очень сложная вещь, поэтому проще всего взять проверенный вариант. А за последние сто лет в мире было создано огромное количество опер, но больше одной постановки имели буквально несколько из них, их можно пересчитать на пальцах одной руки.

Это связано и с композиторским стилем, и с серьезным усложнением музыкального письма - современные композиторы слишком далеко ушли от зрителя. Между композитором и зрителем сегодня образовалась бездна, потому что для последнего важна мелодия.

За что любят Верди, Чайковского? За мелодии! А современные композиторы используют сложную полифонию, гармоническое построение которой мало доступно для неподготовленного зрителя. Эти сочинения нельзя напеть, как "Сердце красавицы" из "Риголетто". А значит, народ на такую оперу не пойдет. 

Но украинские оперы у нас на сцене есть, за 10 лет я поставил в театре 4 спектакля: "Моисей" Скорика, "Ярослав Мудрый" Майбороды, "Наталку Полтавку" и "Запорожца за Дунаем"…

Ну а во второй половине следующего театрального сезона мы начнем большую подготовку к спектаклю, которым будем отмечать 150-летие Киевского оперного театра - к "Тарасу Бульбе" (премьера намечена на сентябрь 2017 года. - Авт.). 

О ПЕРЕМЕНАХ

"Опера - искусство жестокое"

- Нужны ли сегодня академическому театру перемены?

- Академическому театру, как любой организации и любому обществу, нужны перемены и обязательно эволюционные.

Знаете, полвека назад считалось нормальным, что Ленского поет человек, которому 60 лет, который весит 140 кг и имеет такой же рост, как ширину. В наше время никто не воспримет певицу, в 60 лет поющую Баттерфляй, объявляя со сцены, что ей 15. Эту Баттерфляй просто засмеют!

Поверьте, сегодня если бы Монтсеррат Кабалье захотела спеть Джульетту, даже находясь в идеальной форме, ей бы никто не позволил это сделать! Вот и мы идем к тому, что аргумент "я - народный артист" в данном случае не работает. Если ты не в форме, то или переходи на возрастные партии, или уходи в концертную деятельность. 

ВОПРОСЫ РЕБРОМ

О сокращенияx и взятках

- Говорят, что вы сократили из Национальной оперы десятки солистов. Почему?!

- Да, состав из 90 солистов был сокращен на треть, потому что такое количество солистов невозможно в принципе! Занять их даже раз в месяц в спектакле не представлялось возможным!

Это сокращение стоило мне очень многого - и переживаний, и испорченных отношений. Но по-другому быть не может. И в вопросе формирования оперной труппы я занимаю абсолютно профессиональную и очень жесткую позицию.

- Неужели и за взятку нельзя устроиться в штат?

- Эти слухи распространяют те, кто не попал в театр. Я вам хочу абсолютно откровенно сказать, что этой ситуации у нас нет и быть не может! Более того, я благодарен законодателям, потому что они облегчили мою участь сейчас, приняв закон о конкурсном наборе творческих работников. И то, что я делал собственными силами и отстаивал, теперь подкреплено еще и буквой закона.


Фото: ЯНСОНС Оскар

Из досье "КП"

Анатолий Соловьяненко-младший родился 27 апреля 1980 года в семье выдающегося оперного тенора,  народного артиста СССР и Героя Украины Анатолия Соловьяненко. С отличием окончил юрфак университета им. Шевченко и отделение музыкальной режиссуры киевской консерватории. В 31 год он стал главным режиссером Национальной оперы Украины (2011 г.).