Загрузить еще

Главный режиссер Нацоперы Анатолий Соловьяненко: "Считаю счастьем, выпускать в экономически сложное время спектакли масштабные и красивые"[видео]

Главный режиссер Нацоперы Анатолий Соловьяненко:
Фото: Фото: Оскар ЯНСОНС

В преддверии события в гостях у "КП" в Украине" побывал главный режиссер Национальной оперы Анатолий Соловьяненко, который рассказал нам, о том как выбирают оперы для постановки и почему у Верди опера "Набукко" в два раза длиннее.

"За то, что зрители не поймут сюжет – я не волнуюсь"

- Как проходит подготовка к премьере обновленной оперы "Набукко". Все ли уже готово?

- Вы знаете, любая подготовка к премьере проходит напряженно. Всегда все готово может быть только за минуту до поднятия занавеса и именно так называемая предпремьерная лихорадка обеспечивает тот настрой, азарт и запал с которым артисты выходят на сцену, чтобы передать все эмоции и мысли, которые были созданы во время постановки спектакля.

- Подготовка оперного спектакля - длинный процесс?

- Очень. Мы приняли решение, что будем ставить этот спектакль в первые дни нынешнего театрального сезона, т.е. в начале сентября. Любой процесс начинается с момента, когда принимается решение – что мы будем ставить. Принятие решения и есть точка отсчета к его сценическому воплощению, который состоят из ряда этапов: первое - выучка партий, с солистами, хором, оркестром и параллельно с этим разработка пакета оформления: эскизы декораций, костюмы и т.д. Этот подготовительный процесс занимает около полугода. Потом, следующий этап, когда начинаются репетиционная работа, сначала репетиции с солистами, потом присоединяются балет, потом к этому постепенно добавляется хор и оркестр. Сейчас у нас предпремьерные дни, когда прогоны будут проходить в полном оформлении, со светом и всем, что необходимо.

- Почему опера "Набукко" "ушла" в свое время из репертуара театра и зачем нужно было ставить ее сегодня?

- Эта опера была успешно поставлена в Киеве в 1993 году, хотя она была поставлена в форме костюмированного концерта. Но, благодаря блестящему вокальному исполнению, музыкальному прочтению дирижера Владимира Кожухаря, главного хормейстера Льва Венедиктова и ведущих солистов, эта опера действительно стала выдающимся явлением музыкальной жизни не только страны, а и Европы. Этот спектакль много гастролировал, на самых престижных европейских фестивалях. Но, жизнь спектакля - это творческая жизнь тех солистов, на которых он был поставлен. А он был поставлен на блестящую плеяду исполнителей – Иван Пономаренко, Светлана Добронравова, Людмила Юрченко, Александр Востряков, Валентин Пивоваров. И когда эти солисты ушли со сцены, жизнь спектакля оборвалась вместе с их уходом.

-  И все-таки, почему сегодня именно "Набукко"?

- Это опера признанная и известная во всем мире, именно она принесла Джузеппе Верди мировое признание. Вы не найдете ни одного крупного театра, на сцене которого бы эта опера не шла. Многие, сами того не подозревая знают оттуда как минимум один эпизод - это знаменитый хор пленных иудеев, который на протяжении многих лет был гимном национально-освободительного движения в Италии (в русскоязычной версии он называется "Ты прекрасна, о, Родина наша" - прим. Авт.). Это та мелодия, которую знает весь мир. Я уверен, что многие люди даже не догадываются, что она из оперы "Набукко".

А в целом - это очень красивая опера, мелодически красивая и очень динамичная. Она имеет глубокий исторический сюжет. Вавилонский царь Набукко - это исторический персонаж, в том времени масштабная знаковая личность, которая сыграла огромную роль в развитии востока, в становлении Вавилона и в его последующем падении тоже.

- А вы не боитесь, что нынешних зрителей, я не имею в виду меломанов которые любят Верди, сюжет о противостоянии иудеев и Вавилона, - ну когда это было? - может оттолкнуть?

- Я за это не волнуюсь, потому что мы анализировали запрос наших зрителей. Я и мои коллеги, руководители творчески цехов, мы общаемся со зрителями в антрактах, кассиры интересуются мнением зрителей в кассах. Такой мониторинг мы проводим постоянно, это дает нам возможность не ошибиться в выборе того, что было бы интересно зрителю. Так вот, за последние несколько лет мы пришли к тому, что это наиболее спрашиваемая опера. Зрительские симпатии сыграли в нашем выборе главную роль.

"Деньги, потраченные на постановку не из бюджета, это средства, заработанные театром от своей основной деятельности"

- В оригинальной постановке 4 действия, а у вас 2. Вы сократили сюжет?

- Нет. Когда Верди писал эту оперу 150 лет назад, технические и технологические возможности были намного более скудными и те возможности, которые мы имеем сейчас, позволяют нам между актами, на которые поделил Верди оперу делать перемену не за 20-25 минут, как это было в XIX веке, а за 2-3 минуты.

Что необычного в этой постановке будет в сценографии, декорациях, костюмах?

- Сложно говорить о постановке, сценографии и костюмах на пальцах. Хотелось бы, чтобы люди пришли и посмотрели на то величие Вавилон, которое мы старались передать с главным художником театра Марией Сергеевной Левитской,  и на те разнообразные спецэффекты и решения, которые позволили сделать спектакль динамичным, ярким, насыщенным, визуально интересным. Хочу также сказать, что над музыкальным воплощением спектакля сейчас работают главный дирижер театра Николай Дядюра и главный хормейстер Богдан Плиш, которые создают очень интересное прочтение вердиевской партитуры.

- Что касается финансирования постановки "Набукко"…

- Тут мы благодарны нашим многолетним партнерам - посольству Итальянской республики в Украине и Итальянскому институту культуры в Киеве, которые на протяжении многих лет нам помогают. Благодаря им, удалось привлечь спонсорские деньги, которые позволили нам закрыть ряд расходов.

- А бюджетные деньги?

- Театр, имея свою строку в бюджетном финансировании, ни единой копейки на постановки не имеет. Все деньги, которые тратятся на постановку - это средства, заработанные театром от своей основной деятельности – от показа спектаклей. То, что выделяется государством – это исключительно на зарплату штатных сотрудников. Все гастролеры, которых мы приглашаем, все постановки, которые мы делаем, те небольшие ремонты, которые удается делать, та огромная коммуналка которую сейчас платит театр – это все деньги, которые платятся исключительно из доходов театра, полученных от его основной деятельности.

Поэтому мы считаем за большое счастье, выпускать в наше экономически сложное время спектакли масштабные и красивые. В структуре театра есть художественно-декорационный комбинат и все расходы связанны с закупкой материалов, тканей и т.д., а изготавливается вся красота нашими специалистами. Поэтому, спектакль, который потенциально мог бы стоить намного дороже, нам удается создать за небольшие, в сегодняшних реалиях деньги.